Приток иностранной рабочей силы в швейцарскую часовую промышленность год от года все увеличивается. Аналитики начинают опасаться, не приведет ли эта тенденция к тому, что традиционным швейцарским ремеслом будут заниматься в основном не швейцарцы, и более того — не рискует ли Швейцария вообще лишиться своего ноу-хау?
Три месяца назад рекрутинговая организация Job Up открыла в Интернете сайт www.timeup.ch, на котором публикуются объявления о вакансиях для иностранных рабочих и специалистов в швейцарском часовом секторе. Успех проекта ошеломил даже его владельцев. Оливье Кубе, координатор Time Up, говорит, что за столь короткий срок посещаемость сайта выросла в десятки раз, притом что сам сайт нигде особо не рекламировался — информация о нем доходила до соискателей в основном по «сарафанному радио».
«Точные цифры мы планируем представить в отчете на выставке в Базеле. Но уже сейчас я могу сказать, что ежедневно сайт регистрирует порядка 20 тысяч визитов. Мы сами не ожидали такой активности. Более того, некоторые посетители становятся постоянными, они образуют своеобразное коммьюнити».
Успех этого сайта не стал сюрпризом для самих швейцарских производителей. Он лишь подтвердил тенденцию, которая четко наметилась еще в 2004 году: среди персонала швейцарских часовых компаний резко увеличивается доля иностранных рабочих.
Сегодня это преимущественно специалисты из соседней Франции, однако многие приезжают из Италии, Германии, Нидерландов, Финляндии и более удаленных стран. Например, с тех пор как 1 июля 2004 года был принят закон о свободном передвижении рабочей силы во Франции, в швейцарскую часовую индустрию хлынул ощутимый поток работников из Алжира, Гваделупы, стран Индокитая.
Многие швейцарские производители сами заинтересованы в привлечении иностранцев. Например, Chopard, de Grisogono, Frederic Piquet и Piaget являются официальными партнерами сайта Time Up. Это объясняется, главным образом, отсутствием квалифицированных рабочих и специалистов в самой Швейцарии. Так, по словам одного из менеджеров, ответственного за кадры, многие посты, которые могли бы занимать швейцарцы, в этой компании отдаются иностранцам. И речь идет не только о рабочих должностях, но и позициях супервайзеров и руководителей. Причина в том, что у компании нет возможности готовить собственных специалистов.
В результате в Girard-Perregaux иностранцы возглавляют пять департаментов из восьми. Подобная картина наблюдается и на фабрике Ulysse Nardin в Ле-Локле: за три года в компании было подготовлено... всего два собственных специалиста, все остальные были приглашены со стороны. Естественно, руководство озаботилось этой проблемой, и при местном коммуникационном центре был создан образовательный центр для часовщиков. Однако первый выпуск квалифицированных работников состоится примерно через шесть лет. А пока что порядка 200 сотрудников Ulysse Nardin — французы. В швейцарских производственных и торговых компаниях наблюдается также большой приток финских часовщиков и управленцев. Последнее объясняется тем, что часовой рынок в самой Финляндии практически умер.
«Иностранцам нравится работать в Швейцарии, а нам удобнее работать с иностранцами, чем с местными, — говорит Людовик Мейер, менеджер по кадрам Ulysse Nardin. — Они не так сильно привязаны к месту проживания, им нравится зарплата, они легко меняют должность и вообще место работы».
Секретарь патронажного комитета часовой индустрии (CPIH) Франсуа Матий сообщил, что сегодня иностранные служащие составляют от 20% до 25% от общей численности персонала часового сектора Швейцарии, и, скорее всего, эта цифра будет только расти. Например, 70—80% работников в таких регионах, как Шаффхаузен и Тессин — это жители соседней Германии и, соответственно, Италии. Вступление в Евросоюз стран Восточной Европы также открыло границы для нового притока рабочей силы. В Швейцарии появляется все больше выходцев из Польши, Чехии и Румынии.
Пока что иностранная экспансия занятости не вызывает опасения у швейцарских производителей. «Я не думаю, что мы рискуем столкнуться с такой проблемой, что какой-либо мастер поработает на швейцарской фабрике, а когда овладеет секретами мастерства, увезет их в родную Бретань», — смеется Франсуа Матий.
В Бретань, может, и не увезет. Но ведь еще десять лет назад никто и не предполагал, что индийские и китайские работники Силиконовой долины когда-то станут серьезными конкурентами американских компьютерных корпораций.
Журнал "Часовой бизнес" Номер 1/2007 10.03.2007
|