Cделать стартовой Добавить в избранное

  Поиск

Журнал о часах o'Clock.info. Новинки часового бизнеса, статьи об истории часовых компаний, советы покупателям часов, ответы на вопросы связанные с эксплуатацией и сервисным обслуживанием часов.

  Ключевое слово или фраза:

  Режим:

"AND" "OR"

Новости Часовые марки Библиотека Мастерская Покупателю Бизнес Вернисаж Ссылки

Журнал о часах .info // Мастерская // FAQ по ремонту // Устройство часов //

Вопрос: Напишите пожалуйста, какие бывают приводные механизмы у часов. Например, что такое "кинетик", автоподзавод и пр. Преимущества и недостатки тех или иных типов.

Ответ: Сушествует довольно мало способов приведения в действие часовых механизмов наручных часов (источников энергии).

1. Простой способ ручной заводки пружины механических часов.
2. Автоматик или автоподзавод механических часов.
3. Батарейка.
4. Система питания "Кинетик" (в часах Seiko) или "Aвтокварц" (в швейцарских часах).
5. Эко-Драйв (в часах Citizen) или солнечный элемент.
6. Термочасы, использующие в качестве источника энергии тепло руки человека.

Все эти способы имеют свои достоинства и недостатки, но рассматривать их можно только по группам механических или кварцевых часов.

Группа механических часов.

Классическим способом завода механических часов остается по сей день способ скручивания пружины, расположенной в механизме. Этот принцип остался неизменным с момента создания первых компактных часов. Пружина усилие с колеса передается на анкерное колесо, которое не дает остановиться маятнику. Основной недостаток механических часов в наше время - точность хода. Нормальной точностью считается +/- 20 секунд в сутки, только в специальных швейцарских хронометрах с защищенным от температурных и влажностных колебаний маятником удалось достичь точности, сравнимой с кварцевыми часами, но из-за огромной цены и непомерно сложного в изготовлении и обслуживании механизма эти часы врядли когда-нибудь станут массовыми. В классическом виде сейчас ручной способ завода применяется отечественными часовыми производителями и почти всеми швейцарскими производителями механических часов. У этого способа есть один существенный недостаток - надо ежедневно заводить часы, но для некоторых людей, которые обладают дорогим хронометром какой-нибудь известной швейцарской фирмы, процесс завода часов превращается в некий ежедневный ритуал, с помощью которого можно вдохнуть жизнь в стальной механизм. Достоинством же данного способа заводки часов является возможность сделать механизм часов небольшой толщины. Сегодня прочти все японские производители не применяют этот способ из-за его непрактичности. Уже 15-20 лет, как в мире механических часов лидирует "автоподзавод" (или "automatic"). В часах с "автоподзаводом" установлен грузик, который при ношении часов врашает заводной механизм, что дает возможность при ношении часов около 8 часов в день полностью отказаться от принудительной заводки часов. Недостатком "автоподзавода" является большая толщина механизма, влияющая на вид особенно женских часов. К тому же в некоторых автоподзаводных механизмах отсутствует возможность принудительного завода, что делает эти часы не очень привлекательными для людей, ведущих малоподвижный образ жизни. Запас хода в большинстве механических часов - 36 часов, после полного завода.

Группа кварцевых часов.

Принципиально все кварцевые часы похожи - кварцевый генератор выдает синусоидальный сигнал с высокой степенью стабилизации частоты, который в дальнейшем делится до частоты 1 Гц и усиленный подается на обмотку шагового механизма, движущего секундную стрелку или подается в процессор, который обрабатывает сигнал и подает на жидкокристаллический индикатор (ЖКИ) команды управления. Особенности кварца - высокая стабильность частоты, практически не зависящая от внешних факторов, таких как температура, влажность, напряжение питания были замечены давно. С началом производства интегральных микросем стало возможно использовать эти свойства в часах, благодаря чему реализовалась нынешняя средняя точность хода кварцевых часов +/- 15 секунд в месяц, а в специально спроектированных хронометрах - даже 0,3 секунды в месяц. А если к это еще добавить простоту, надежность, долговечность и отсутствие в механизме кварцевых часов деталей, которые постоянно находятся в напряжении, то вполне закономерно, что в сейчас кварцевые часы являются, по сути, доминантом на часовом рынке. Здесь могут возразить любители швейцарской механики, что, мол, кварцерые часы - это не часы вовсе, а стрелки или индикатор с батарейкой, но на наш взгляд часы в первую очередь должны показывать правильное время, а с этим кварцевые часы справляются намного лучше швейцарской механики (вопросы престижа, имиджа, дизайна, гармонии с окружающим миром и т.п. мы сейчас затрагивать не будем, поскольку пишем о системах снабжения часового механизма энергией). Принятая изначально схема питания - батарейка, к которой принципиально сводятся все другие способы притания. У нее существует огромное достоинство перед другими схемами питания - дешевизна элементов питания и относительная простота их замены (безусловно лучше пользоваться услугами фирменных сервис-центров для замены батареек - в конечном счете это обходится дешевле). В часах типа "Эко-Драйв" (Eco-Drive) фирмы Citizen солнечная энергия проходит через циферблат и попадает на площадки солнечного элемента, который заражает аккумулятор, установленный в часах.

В часах "Кинетик" (Kinetic) фирмы Seiko применена более сложная схема зарядки аккумулятора часов. По сути "Кинетик" является гибридом между часами с "Автоподзаводом" и простыми кварцевыми часами. Тот же грузик, что и в "Автоподзаводе" вращается при носке часов, но вращает он уже не механизм завода пружины, а ротор генератора, который развивает скорость вращения до 2500 оборотов в минуту. Генератор уже преобразует ток генерации в ток зарядки и заряжает аккумулятор. Преимущества системы "Эко-Драйв" налицо - нет лишних движущихся деталей, что повышает срок службы часов вцелом. Часы типа "Кинетик" - одно из последних слов в технологии часов. Часы типа "Кинетик" и "Эко-Драйв" - по сути маленькая передвижная электростанция с довольно хитрым механизмом, что вселяет в ее обладателя чувство гордости за свои часы. Недостатки обеих систем с использованием аккумулятора - ограниченный срок службы самого аккумулятора - от 3 до 10 лет, и его высокая стоимость (в 3-7 раз выше чем у обычной батарейки). Время работы часов с обычной батарейкой - от 1,5 до 5 лет. Время работы часов "Эко-Драйв" с полностью заряженным аккумулятором - 80 дней; часов типа "Кинетик" - больше 3-х суток (по паспорту). В новом поколении часов SEIKO "Kinetic Auto Reply" - 150 дней, а в новом поколении часов Citizen Eco-Drive - более 200 дней.

Самыми последними достижениями по применению нестандартных источников энергии в часах являются выставленные на ежегодной часовой выставке в Базеле (Швейцария) в 1999 году опытные экспонаты термочасов, произведенные фирмами Seiko и Citizen. Принцип работы этих часов схож с Эко-Драйв и Кинетик, только аккумулятор подзаряжается от системы термопар, использующих разность температур на внутренней (задней крышке) и внешней (ранте) стороне часов. Пока эти часы достаточно громоздки, увесисты (около 150-200 гр.) и дороги (1500-2000 долларов США), но со временем эта технология, несомненно будет улучшена и упрощена.