В 1999 году на выставке в Базеле компания OMEGA представила разработку,
которая, по ее же словам, олицетворяет переворш в производстве часов.
Новая модель из коллекции DeVille была наделена механизмом, который Джордж
Дэни-элс - известный часовой мастер -изобрел еще в 70-х годах. Этим новым
механизмом явилась оригинальная модификация спуска, названная коаксиальной.
Во всех предыдущих спусках использование большого количества смазки было
неизбежным, но если бы ее применения можно было избежать, точность часов
стала бы намного выше. Этим и озаботился талантливый механик Джордж Дэниэлс.
Несколько десятков лет он с увлеченностью фанатика изучал наследие минувших
лет и в итоге создал концепцию коаксиального спуска. Отсутствие смазки
в коаксиальном спуске достигнуто путем увеличения накатного (в противовес
скользящему) импульса на баланс. Усовершенствование формы этого механического
контакта повлекло за собой и определенные доработки структуры устройства
в целом. В итбге получился действительно более точный спуск, но даже
при нынешних технологиях его сборка представляет серьезные трудности.
Джордж Дэниэлс, являющийся скорее ученым и теоретиком, все же создавал
свое детище как красивую теорию, понимая, что едва ли когда-нибудь она
будет пущена в широкое производство. И на протяжении почти четверти века
чертежи коаксиального спуска пылились на
"Ахиллесова пята" спуска Co-Axial: на одних участках
смазки удалось избежать, зато на других ее потребовалось вдвое
больше...
|
полке его мастерских - как,
впрочем, и тестовая модель часов, в которой билось коаксиальное сердце.
Нельзя сказать, что его изобретение не было известно. На коаксиальный
спуск был выдан патент, его включали в справочники по часовому делу.
Но почему-то только в конце 90-х годов OMEGA вдруг прозрела и осознала,
что уже двадцать с лишним лет как все часовщики проходят мимо революционного
механизма. Изучив оригинальный проект, доработав и внедрив его в усовершенствованный
калибр 2500 (аналог ЕТА 2892), OMEGA выпустила несколько ограниченных
серий, чтобы присмотреться к новинке и понять, действительно ли она революционна.
По выходе новой модели сомнения тут же улетучились. OMEGA начала празднование
триумфа, которое выразилось в бесконечных рекламных кампаниях, презентациях
и обещаниях перевести вскорости все часы OMEGA на коаксиальный спуск
(надо заметить, что фирма приобрела в безраздельное владение права на
его реализацию). Когда коаксиальный гром еще только начинал рокотать
на горизонте, известный мастер Уолт Одетс, усомнившийся в достойной причине
для шумихи, решил изучить новые часы OMEGA. Он провел скрупулезный анализ
механизма OMEGA 2500 и пришел к выводу, что коаксиальный спуск безусловно
обладает определенными достоинствами: его наличие позволяет добиться
точности хорошо отлаженных часов ручной сборки притом, что он был создан
без ручной обработки и вручную не регулировался. Но при этом, Одетс отмечает,
что если удалось избежать смазки в одном месте, то в другом (а именно,
на цапфах оси вилки спуска, а также на не импульсных поверхностях малого
колеса спуска) ее потребуется вдвое больше. И это, по его словам, "может
стать ахиллесовой пятой при межсервисных интервалах, увеличенных из-за
коаксиального спуска до 10 лет". По большому счету, Дэниэлс создал просто очередной чрезвычайно сложный
спуск, в то время как провозглашаемая фирмой OMEGA революция теоретически
могла бы выразиться в создании высокофункционального, но простого по
сути механизма. В общем можно с полным правом сказать, что OMEGA раздула
здоровый мыльный пузырь, отлично на этом заработав. Коаксиальный спуск
раскручивается в лучших традициях рекламы зубных паст. Покупателям демонстрируются
непонятные, но "умные" чертежи и схемы, комментируемые общими
словами. Джордж Дэниэлс (без сомнения, весьма талантливый часовщик) возведен
в гении эпохи. Часы OMEGA вдруг страстно полюбили полчища обожаемых массами
звезд шоу-бизнеса, показательно демонстрирующих свои запястья с многочисленных
плакатов. А сама OMEGA тем часом потихонечку приучает покупателя к тому
факту, что марка она, на самом-то деле, элитарная. Еще бы, у нее же в
руках все ключи к новой эре часового производства. Видимо, подобная привилегия
дает право и неуважительно вести себя по отношению к конкурентам. OMEGA
позволяет себе нынче ставить и дистрибьюторам и специализированным изданиям
условия а lа "или мы, или они".
Что ж, не раз в истории встречались эдакие попытки взять рынок атакой
по всем флангам. Кончались же они либо стремительным взлетом, либо атастрофическим
крушением. Пока OMEGA успешно собирает прибыль, вкладывая деньги не в
новые разработки, а в маркетинговые ходы. Но покупатель к началу XXI
века стал достаточно разборчивым и компетентным. И честность производителя
сегодня имеет не меньшее влияние на спрос, чем удачно организованная
рекламная кампания: люди научились обходить уловки пиара. Так что остается
лишь гадать, чем обернется для достаточно успешной в прошлом марки OMEGA
эта безосновательная попытка взлететь выше всех.
|
|