Cделать стартовой Добавить в избранное

  Поиск

Журнал о часах o'Clock.info. Новинки часового бизнеса, статьи об истории часовых компаний, советы покупателям часов, ответы на вопросы связанные с эксплуатацией и сервисным обслуживанием часов.

  Ключевое слово или фраза:

  Режим:

"AND" "OR"

Новости Часовые марки Библиотека Мастерская Покупателю Бизнес Вернисаж Ссылки

Журнал о часах .info // Мастерская // Статьи // Как работают часы? //

Чтобы тиканье стало вечным…

Трудно сказать, чем было вызвано появление часов с автоподзаводом: то ли стремлением ученых и инженеров создать вечный двигатель, то ли главным двигателем прогресса - человеческой ленью. Так или иначе, но именно в часах впервые появилось устройство, хотя и не являющееся по сути вечным двигателем, но близкое к нему с точки зрения потребителя.


Первые часы с автоподзаводом. Авраам Луи Перле, 1770 год

 

Первые карманные часы с автоподзаводом появились в XVIII веке, а в 1931 году Rolex выпустил первые наручные автоматические часы. Но по-настоящему массовое их производство началось только через 20 лет. С тех пор, благодаря своему удобству, автоподзавод завоевал огромную популярность. Как устроены и работают такие часы, каковы их плюсы и минусы?

Как работает автоподзавод

Источником энергии в механических часах является пружина. В обычных часах она заводится вручную: вращение головки через систему колес передается на вал барабана. Как заставить часы заводиться самостоятельно?
Если в спичечный коробок положить камушек и потрясти, камушек будет двигаться  внутри коробка. Перемещаться его заставляют инерция и сила тяжести. Часы с автоподзаводом в чем-то похожи на наш коробок. В них тоже есть «камушек» - закрепленный на оси металлический груз, обычно выполненный в форме сектора. Центр тяжести сектора смещен к краю, и при любых движениях руки он поворачивается вокруг оси, заводя через систему шестерен пружину часов.
Чтобы сектор мог преодолеть сопротивление пружины и завести часы, он должен обладать большой инерцией. Поэтому сектор изготавливают из двух частей: тонкой легкой верхней пластины и полукольца из тяжелого вольфрамового сплава. Диаметр сектора стараются сделать максимально возможным.
Сектор автоподзавода вращается при любых движениях руки человека, не зависимо от того, насколько заведена пружина часов. Чтобы он не «перестарался» и не порвал пружину, все автоматические часы имеют тот или иной механизм защиты ее от перенапряжения и поломки. Обычно в таких часах пружина прикреплена к барабану не жестко, а с помощью фрикционной накладки. Ее упругость рассчитана так, чтобы при полной заводке внешний конец пружины вместе с накладкой проскальзывал в барабане, предохраняя пружину от чрезмерной заводки и поломки. Иногда, заводя такие часы, можно услышать легкие щелчки - это звук проскальзывающей пружины.

Вопрос, который интересует всех
Долго ли, коротко ль…
От забора и до обеда…

Сколько нужно махать руками, или сколько надо сделать шагов, чтобы часы с автоподзаводом оказались полностью заведенными? Чтобы ответить на этот вопрос мы взяли самые доступные часы с автоподзаводом и индикатором запаса хода - ORIENT 2EW03005. Вооружившись шагомером, мы через какое-то число шагов записывали показания индикатора запаса хода. В таблице приведены результаты нашего эксперимента. Безусловно, это данные для конкретных часов и конкретного человека. Другая модель или даже человек с другой походкой дадут другие результаты. Нелинейная зависимость между числом шагов и степенью завода - отражение нарастающего усилия пружины. Напомним, что большинство производителей говорят, что для полного завода пружины часы необходимо носить около 8 часов.

Шаги

Показания индикатора запаса хода, часы 

100

10

240

20

310

24

450

30

550

35

700

40


Плюсы и минусы

Основное достоинство часов с автоподзаводом состоит в том, что их не надо ежедневно заводить. Но помимо удобства есть и еще два небольших преимущества. Сектор постоянно поддерживает пружину в состоянии, близком к полному заводу, а это позволяет достичь лучшей точности. Второе преимущество связано с водонепроницаемостью. Втулка заводной головки - одно из самых уязвимых мест в часах в плане водозащиты. В часах с автоподзаводом заводная головка почти не используется, а, значит, у влаги и грязи меньше шансов попасть внутрь.
Конечно, есть и минусы. Автоподзавод - дополнительное и довольно сложное устройство. Естественно, вместе со сложностью растет и вероятность поломок. Часы с автоподзаводом толще и тяжелее обычных. Потребность в секторе большого размера ограничивает применение автоподзавода в женских часах. Усложнение механизма и использование груза из довольно дорогого вольфрама увеличивает стоимость часов.
Часы с автоподзаводом более чувствительны к ударам. Бывает, что при сильных ударах под тяжестью сектора ломаются его опоры.
Сегодня большинство выпускаемых в мире механических часов снабжены автоподзаводом, исключения составляют лишь самые дешевые и самые дорогие модели. В дешевых автоподзавод не применяется с целью снижения стоимости. А в сложных дорогих часах использование автоподзавода часто становится невозможно. Большое количество функций, во-первых, делает механизм и без того слишком толстым, и увеличивать толщину еще, добавив автоподзавод, уже неразумно. Во-вторых, эти функции для своей работы требуют большей энергии и мощной пружины, и груз автоподзавода уже не в состоянии ее завести.
Движенье - жизнь

Если у человека одни часы, которые он носит каждый день, и этот человек ведет активный образ жизни, то для него автоподзавод - хороший выбор. При достаточной точности хода владелец часов будет прикасаться к заводной головке только раз в несколько недель.
А если двигательная активность человека мала, то часы не будут успевать заводиться, и будут останавливаться. Пенсионеру, большую часть дня проводящему на диване у телевизора, такие часы не подойдут. Это необходимо учитывать, предлагая ту или иную модель покупателю. Также автоподзавод теряет смысл, если у человека несколько часов, и он носит их попеременно.

Идея создания вечного двигателя настолько сильна, что системы, в чем-то похожие на автоподзавод. появились даже в кварцевых часах. Но о них - отдельный рассказ.


11.09.2003

31.10.2013

Регатный таймер, основанный на часах MEMOSAIL Regatta-Timer 1970-х

В последнее время используют регатный таймер, основанный на механизме винтажных часов MEMOSAIL Regatta-Timer 1970-х, которые имеют обратный отсчет времени до начала регаты за 10 и 5 минут. В 1992 г. MEMOTIME были официальным спонсором America 3 на Кубке Америки (the America?s Cup). После нажатия на кнопку «Пуск», в области «2 ч», диск обратного отсчета начинает вращение против часовой стрелки, которая идет по пути от «10-9-8-7-6» (черным на желтом) до «5-4-3-2-1» (белым на красном), и, наконец, до «S-T-A-R-T» (зеленым на белом). Если отсчет в течение 10 минут, то гонка начинается, когда стрелка проходит зеленую букву «S», если отсчет в 15 минутах – гонка начнется после полного отображения слова «S-T-A-R-T». Таймер разработан специально в помощь яхтсменам, чтобы правильно отсчитать время и расстояние от стартовой «черты» без пенальти.

15.11.2004

Чудо штифтового анкерного спуска

Мы часто задаемся вопросом: должны ли высокоточные часы быть непременно дорогими?.. На рубеже XIX-XX столетий американскими часовыми компаниями было представлено одно из наиболее выдающихся достижений в истории механических часов. Речь идет о создании высокоточных наручных часов для массового потребителя.

11.09.2003

Турбийон

Мечта победить земное притяжение не дает людям покоя с давних времен. Существует легенда о знаменитом механике Дедале, который, чтобы бежать с сыном из заточения на острове Крит, изготовил огромные крылья. «Я должен сделать свое детище свободным», - решил мастер. И он сдержал свое слово: вырвавшись из крепких объятий Земли, два человека поднялись в небо... Все в мире повторяется. И однажды гравитацию победил великий часовщик

11.09.2003

РЕПЕТИТР: Часы, которые звучат

Давным-давно, когда города были еще маленькими, их немногочисленное население ориентировалось во времени по бою часов на городской ратуше. Конечно, для сильных мира сего это было не слишком удобно, ведь одним из их главных достоинств королей, как известно, является точность. Поэтому изобретениями отцов часового дела - карманными, а потом и наручными часами, - пользовались поначалу одни лишь короли и их окружение.

11.09.2003

Основные виды спусков в часах

Ход, спуск, спусковое устройство или спусковой механизм - все это названия одного и того же прибора в часах, в функции которого входит регулирование передачи механической энергии от пружины к балансу. Когда пружина заведена, она обладает некоторой потенциальной механической энергией. А спусковое устройство (или попросту - спуск) осуществляет импульсное высвобождение этой энергии.

11.09.2003

Устройство и принцип работы кварцевых часов

За несколько столетий человек смог значительно усовершенствовать наручные механические часы. Путем создания различных сложных по конструкции устройств удалось добиться точности хода до +-5 секунд в сутки. Но такие часы были сложны в изготовлении и, как следствие, очень дороги.

06.09.2003

БАЛАНС - не просто обод

Баланс - это центральный узел, регулирующий ход колебательной системы часов. Он заменил собой маятники, которые сильно зависели от гравитации, температуры окружающей среды и атмосферного давления. По существу, до появления баланса, чтобы обеспечить точный ход, часы должны были сохранять неподвижность, т.е. быть настольными, напольными или настенными. Именно замена маятников на балансы позволила выпускать малогабаритные механизмы, открыв эру переносных часов. Баланс и спираль изобрел в 1675 году голландский математик и физик Кристиан Гюйгенс.

24.02.2003

Хронограф

Хронограф — это безумно популярный у всех без исключения нынешних часовщиков механизм, позволяющий фиксировать короткие промежутки времени. Чем же так привлекательно и как работает это, по большому счету, не очень-то и нужное человеку устройство?

11.09.2003

Какие бывают конструкции автоподзавода?
Какие бывают конструкции автоподзавода?