Мироощущение эпохи барокко сложилось в середине XVI века на обломках идей
итальянского Возрождения. Революционные для того времени изобретения и достижения
(печатный станок, первое кругосветное плавание, открытие Америки) нарушили
традиционное представление человека о замкнутом и постоянном мире. Можно представить,
какие чувства он испытал, когда его заставили поверить, что Земля – не плоская
«тарелка», а шар и вращается вокруг Солнца. Кроме того, сам человек виделся
уже не венцом божественного творения, а всего лишь песчинкой на дороге истории.
Вопреки очевидному прогрессу научной мысли, люди ностальгировали по «старым
добрым временам». Шедевры, созданные мастерами Возрождения, – Леонардо да Винчи,
Микеланджело, Рафаэлем – казались им недосягаемыми. Художники XVII столетия
стремились возродить восходящие к античности классические идеалы. Их чрезмерная
романтизация, а также экзальтированная, даже мистическая религиозность людей
конца XVI – начала XVII веков и привели к возникновению того, что мы называем
стилем барокко.
Аристократия находила немалое утешение в театральной иллюзии. В XVII веке вновь
расцветают драматическое искусство, декорационная живопись, пышные дворцовые
празднества и маскарады. Весь мир представлялся людям театром со сценой и кулисами
– буквально так выглядели и дом, и сад той эпохи. Несмотря на определённую
театральную условность, драматурги барокко (Мольер, Корнель, Расин) неукоснительно
следовали в своих произведениях правилу триединства – времени, места и действия.
01.10.2003
|