Cделать стартовой Добавить в избранное

  Поиск

Журнал о часах o'Clock.info. Новинки часового бизнеса, статьи об истории часовых компаний, советы покупателям часов, ответы на вопросы связанные с эксплуатацией и сервисным обслуживанием часов.

  Ключевое слово или фраза:

  Режим:

"AND" "OR"

Новости Часовые марки Библиотека Мастерская Покупателю Бизнес Вернисаж Ссылки

Журнал о часах .info // Покупателю // Статьи и обзоры // Какие бывают часы? //

Рассуждения по поводу декорирования и отделки механизмов

С давних времен часовые мастера уделяли большое внимание украшению механизма. Поверхности тщательно обрабатывались, винты чернились, а стальным деталям придавался особый блеск. Нередко в мостах и платине делались пропилы разных форм – такие механизмы назывались скелетонами. Широкое распространение в прошлом получила декоративная гравировка. Дополнительная обработка механизма и сегодня весьма популярна, тем более, что помимо эстетической, у нее есть и практическая сторона: обработанная должным образом поверхность задерживает пыль, не позволяя ей попасть в масленки камневых опор.


Модификация, отделка, декорирование, украшение – все это различные термины, используемые для описания «конечной» (итоговой) обработки механизмов высокого качества. В большинстве случаев ей подлежат платинка, сектор автоподзавода, а также мосты – ангренажный, автоподзавода и заводного барабана. Преимущества модифицированного механизма не вызывают сомнений: будучи дополнительно обработанным на часовой фабрике, он приобретает новые черты, которых нет у базового, собранного из стандартных деталей. Многие известные производители часов выпускают модели с прозрачной задней крышкой, чтобы дать людям возможность оценить изящество работы и полюбоваться красотой часового механизма.

Зачем это нужно?

Рассмотрим подробнее различные способы обработки механизмов, а также определим ценность каждого из них. Из четырех технологий, используемых современными производителями придать механизмам привлекательный внешний вид, только полировка может являться критерием качества обработки деталей. Оставшиеся три: воронение стальных винтов, гравировка на секторе автоподзавода, нанесение позолоты на поверхности могут являться признаками хорошего механизма, но они используются практически повсеместно и стали чуть ли не обязательными. Почти всякий, кто использует в наши дни механизм ЕТА 2892-A2, гравирует и золотит ротор, многие также воронят винты.

Выделим критерии определения качества финишной обработки механизма:

  1. Поверхности мостов могут быть грубо отшлифованы (в очень дешевых механизмах), позолочены или (в лучших механизмах) родированы. Перед нанесением покрытия на мосты высококачественных механизмов наносят различные узоры. Наиболее распространенным узором являются полоски Женевы (Cotes de Geneve) или менее дорогое жемчужное зернение (Perlage) - перекрывающие концентрические круги. Мосты лучших механизмов имеют очень хорошо отшлифованные поверхности, скошенные углы (anglage), утопленные винты с отполированными головками. Такую обработку называют молдингом (oeil de perdrix). Покрытие должно быть почти белым, не желтым или серым, без пятен и царапин. Зазоры между мостами должны быть равномерными.
  2. В порядке улучшения качества винты должны быть: с полировкой плоскости, с полировкой плоскости и скошенных углов (угол между отполированной поверхностью и воронеными боковинами); полировка плоскости, скошенных углов: внешних и в шлице. Головки винтов должны быть строго на одном уровне с поверхностью моста (исключая винты, функционально выступающие над мостом - например, винты балансового регулятора). Посадочные поверхности под винты в хороших механизмах также тщательно шлифуются и полируются.
  3. Все видимые стальные части (храповое колесо, рычаг регулятора, и т.д.) должны быть отполированы, причем в лучших механизмах полировка должна быть "черной", дающая глубокую блестящую отделку. Плохо отполированные поверхности кажутся серыми. Результатом качественной полировки является полное отсутствие отметин и неравномерности поверхности. В лучших механизмах поверхность таких деталей дополнительно воронится, а их углы скругляются.
  4. Очень важна обработка заводных и ангренажных колес. В порядке улучшения качества: заводные колеса со спиралевидным узором (или любым другим, выходящим из центра колеса); заводные колеса со спиралевидным рисунком, с зубьями со скошенной отполированной поверхностью; узор в виде лучиков, выходящих из центра колеса, заканчивающихся чуть-чуть не доходя до края колеса, зубья колеса скошены; обработка "diamante" - муаровая поверхность со скошенными зубьями.
  5. Можно придать механизму более законченный вид установкой высококачественных камней. Камни должны быть хорошо впрессованы или закреплены. Предпочтительней камни более темного цвета и более прозрачные. В синтетических рубинах, производящихся в наше время, цвет определяется количеством оксида хрома, добавленного в оксид алюминия, прозрачность же определяется чистотой компонентов. Когда камень установлен непосредственно в платину или мост (фрикционное соединение), он находится в отверстии с завальцованными краями (decouverture), которые должны быть тщательно отполированы (это улучшает прозрачность камня). Камни также могут быть установлены в шатоны. Вместо того, чтобы камень запрессовать в отверстие, просверленное в плате, он запрессовывается в кольцо (шатон, часто изготовленный из золота), которое, в свою очередь, привинчивается к мосту. Форма камней, форма отверстий в камнях, использование камней в парах (сквозной + накладной или комбинированный) также важны в определении качества механизма. Но большей частью эти параметры влияют на функциональность, чем на качество обработки. Вместо рубина в качестве накладного камня можно использовать алмаз. Например, как в нашем морском хронометре МХ-6.
  6. Скрытые части механизма (при осмотре механизма в корпусе, со снятой задней крышкой) должны быть также тщательно обработаны, как и видимые поверхности. Обработка участков платины, находящихся под циферблатом, движущихся частей встречается лишь в высококачественных механизмах.
  7. Гравировка слов и номеров на мостах механизма должна быть однородной, с четкими краями, одинаковой глубины. Декоративная гравировка (орнамент) поверхности моста влечет за собой большое количество ручной работы. Такой орнамент, безусловно, улучшает привлекательность механизма. Лично я нахожу это малопривлекательным и излишним в хорошо отделанном механизме. Орнамент зачастую отвлекает от восприятия функциональности механизма.

По-настоящему прекрасные механизмы, которые я затронул выше, имеют при внешнем осмотре простой вид без изъянов. Совершенный цвет, блеск, видимые невооруженным взглядом, придают механизму безукоризненное качество. Такой внешний вид - результат множества тонких операций.
Как я сказал выше, оценка качества обработки механизма (или качество дизайна и сборки механизма, хотя это уже другая тема) может быть приобретена только при обучении - путем простого осмотра механизмов. Невооруженный глаз, или глаз, вооруженный лупой 4Х или 10Х - в любом случае воскресит различные аспекты оценки финишной обработки и качества механизмов, так необходимые часовому мастеру.

Со временем, с просмотром действительно прекрасных механизмов, можно разработать стандарт. Среди существующих производителей, только Patek, Audemars, Lange, Jaeger Le Coultre и Breguet стоят в стороне, оставаясь верными высочайшим стандартам эстетической обработки механизмов. Большинство остальных мануфактур более прагматично, и направляет свои силы исключительно на создание качественных механизмов. Интересным примером может послужить IWC, использующая механизмы JLC, обрабатывая их по более низким стандартам.

В заключение хочется отметить, что на сегодняшний день очевидно, что вороненые винты, позолоченные поверхности или гравированный сектор не могут являться залогом хорошо обработанного механизма. В сегодняшних условиях рынка, с возрастающими знаниями о механических часах, такие дешевые усилия по улучшению внешнего вида механизма становятся распространенными. Интересно, что теперь производители часов нам откроют для просмотра сквозь прозрачную заднюю крышку.


Скелетон с гравировкой.
Наиболее сложная обработка механизма. Изначально в определенных местах путем фрезерования делаются отверстия, которые дают возможность наблюдать за работой механизма. После этого поверхности гравируются, причем в дорогих моделях гравировка производится вручную. Обычно гравируются мосты, платина, сектор автоподзавода, отдельные колеса, заводной барабан. Надо заметить, что это самый непрактичный способ обработки. В угоду красоте ухудшаются прочностные свойства мостов, платин.

Механизм Omega 285. На заводном колесе лишь лучики (Soleil), фаски нет. На мостах присутствует anglage, что говорит о высоком качестве отделки механизма.
Colimaconnage (крацевание)

Пример обработки Colimaconnage на секторе автоподзавода

 

Гильоше. (Guilloche) Обычно в дорогих моделях гильошируют сектор автоподзавода, а иногда и мосты. Гильоше чем-то сродни гравировке, отличием является лишь способ нанесения канавок резцом. Рисунок наносят на специальных гильоширных машинах, которые бывают поступательными и вращательными. Во вращательных используют насадки типа розы, солнышка или ромба для нанесения всевозможных узоров.

В часах обычно применяют следующие узоры: guilloche soleil ou grene - - гильоше «солнце и зерно» (Frank Muller), grenadier-type circular guilloche - гильоше с гравировкой (Jaeger-Le Coultre), rayonne - "солнечные лучи" (Harry Winston).

Необходимо отметить, что часто встречается псевдогильоше. В одном случае заготовку прессуют, получая на ней выдавленный замысловатый рисунок, в другом случае используется готовый штамп, который делает бороздки, сходные с гильоше, однако качество такого метода значительно хуже.

Soleil decorated («круговые солнечные лучики»). «Лучики» наносятся путем обычного шлифования. При этом получаются царапинки, исходящие из центра в разные стороны. Такой прием используется преимущественно при обработке сектора автоподзавода, заводных колес. Для нанесения мелких штриховых линий используются мелкозернистые шлифовальные круги или деревянные круги с нанесенными на них различного рода шлифовальными пастами.

Colimaconnage (крацевание) также позволяет получить рисунок «солнечные лучики». Отличие от предыдущего метода лишь в способе нанесения - царапинки получаются более мелкие и более частые. В данном случае используется крацовка, как в способе с простой обработкой щеткой.

Материалы, применяемые для изготовления мостов механизмов:
Чаще всего в часовом деле для изготовления платин и мостов применяется латунь – сплав меди и цинка. Детали получаются достаточно крепкими, хорошо поддаются механической обработке, золочению и анодированию. Применять сталь для изготовления платин непрактично, т.к. она подвержена намагничиванию и коррозии. Получили распространение и другие материалы: "немецкое серебро" (сплав меди и цинка с добавлением 12-25% никеля) и глюсидур (антимагнитный сплав меди и 1-2 % бериллия). Глюсидур по твердости не уступает стали, он хорошо полируется и нейтрализует окисление, однако высокая цена не позволяет часто его использовать.

Андрей Бабанин

Наиболее популярные приемы декорирования механизмов:

Пример недорогого базового механизма. Стальные детали грубо отполированы, отсутствует anglage. Мосты подверглись лишь простой матовой обработке.
Простая матовая обработка – производится лишь чистовая шлифовка мостов с последующим нанесением покрытия. Такая обработка скрывает мелкие незашлифованные неровности на мостах. Она вполне достаточна для качественного механизма, однако не вызывает положительных эмоций.

Простая обработка щеткой или крацевание.
Простая обработка щеткой. Крацевание – это процесс царапанья полированной поверхности детали проволочной щеткой с гофрированными «щетинками». При этом царапинки располагаются параллельно по всей поверхности моста. Механизм, обработанный подобным образом, удобен в обслуживании, т.к. царапины, оставленные инструментом на мостах во время ремонтов не так бросаются в глаза.

Пример высококачественной отделки советского механизма. Винты отполированы, имеются фаски на заводном колесе, мосты украшены рисунком Cotes de Geneve.
Cotes de Geneve («женевские волны»). Одно из наиболее часто используемых украшений, имеющее еще одно – поэтическое – название – «женевские ребрышки». Это узор из параллельных волнообразных полосок, которые очень эффектно «играют» на свету, выполненный с помощью специального станка. Обычно наносится на сектор автоподзавода и мосты. Есть вариант «волн» Glashutte (для часов Lange). Seiko в новом механизме Kinetic Spring Drive использовала аналог «женевских волн» – их можно назвать «токийскими».

комбинированная обработка. Сектор автоподзавода украшен в стиле Cotes Circulaires, верхние части мостов в стиле circular graining, нижние части в стиле Colimaconnage.
Cotes Circulares («круговые волны»). Аналогичны «женевским», но расположены в виде концентрических полос. Наиболее часто такой рисунок наносят на сектор автоподзавода ввиду его полукруглой формы.

Качественно обработанный механизм. На фотографии особенно хорошо заметен  anglage; винты и стальные детали качественно отполированы; на заводном колесе узор солнечные лучики, имеется отполированная фаска. Надписи качественно выгравированы и позолочены.
Anglage («скошенные углы»). Данный вид обработки позволяет устранить острые углы, которые могут поцарапать другие части механизма при сервисном обслуживании часов, придают ему «благородную» форму» и в целом делают его более изящным. Достаточно часто скошенные углы полируют.

Пример моста автоподзавода с обработкой perlage
Circular graining («круговое зернение»). Наносится с помощью вращающегося инструмента с закрепленным на конце куском дерева или пробки. Различается порядком нанесения окружностей и их диаметрами. Как вариант встречается Vagues de Geneve («зерновая обработка в женевском стиле»), Perlage («жемчужное зернение»). Такое решение удачно маскирует следы неаккуратного обращения с деталями во время сервисного обслуживания часов.

Андрей Бабанин
21.04.2005

23.05.2014

OFFICINE PANERAI реставрируют Florence Duomo «Clock of Paolo Ucello»

OFFICINE PANERAI является партнером Opera di Santa Maria del Fiore в работах по восстановлению механизма часов. Реставрационные работы стали возможны, благодаря вкладу OFFICINE PANERAI, Флорентийский Дом спортивных часов (the Florentine House of haute horlogerie sports watches), который был открыт во Флоренции в 1860 году и имеет свой собственный бутик в нескольких метрах от Duomo (собор).

26.12.2006

Greubel Forsey Double Tourbillon 30°

Одно из самых интересных предложений на московском часовом рынке - часы Greubel Forsey Double Tourbillon 30°. Недавно проданный в Москве экземпляр этих часов удивлял своей красотой даже привычных к дорогим часам продавцов ювелирных магазинов и просто любителей часового искусства, которым посчастливилось их увидеть.

30.09.2005

Шедевры точной механики

Часы Blancpain занимают особое место среди своих собратьев. На протяжении почти трех столетий часовщики этой известной во всем мире швейцарской марки изготавливают чудесные сложные вещицы.

22.09.2005

Музыка столетий

Переносные часы появились еще в начале XVI века. Однако на протяжении столетий существовала одна небольшая проблема, создающая неудобства в ориентации во времени. Вплоть до первой половины прошлого века было весьма затруднительно определить текущий час в темное время суток. До повсеместного распространения электричества было достаточно неудобно зажигать свет лишь для того, чтобы глянуть на циферблат, поэтому производители часов искали иные, более удобные способы определения времени. Действительно, светящиеся (покрытые радием) стрелки впервые применили лишь в 1914 году. До этого момента чаще всего определяли время в темноте на ощупь или на слух.

15.07.2005

Такой разный фэшн

Фэшн-брэнды — одно из самых быстрорастущих направлений в часовом деле. В нашей стране оно еще только набирает силу. Российские компании лишь осваивают специфику торговли модным товаром, знакомятся с многообразием фэшн-марок, представленных на рынке. Цель этой статьи — попытаться составить классификацию фэшн-брэндов и помочь магазинам определить оптимальный ассортимент и наилучшую форму подачи модных часов.

07.10.2004

Планета по имени Турбийон

Открыл ее более двухсот лет назад часовых дел мастер Авраам-Луи Бреге. Термином «турбийон» пользовались тогда астрономы и физики для описания планет, вращающихся вокруг Солнца. Бреге же применил это слово для характеристики регулятора хода часов. Всю их колебательную систему он закрепил на подвижном остове и заставил эту маленькую планетку вращаться вокруг своей оси.

11.08.2004

В Греции все есть!

Рынок часов в Греции в данный момент находится в полном рассвете. Серии изысканных часов ограниченного выпуска являются прекрасным и полным тому доказательством.

27.05.2004

Астрономические часы: от указателя фазы Луны до наручного планетария. Часть 1

С самых древних времён развитие науки измерения времени шло вместе с развитием астрономии. Первые часы создала природа: ежедневное чередование дня и ночи, движение Солнца по небосводу, эволюция фазы Луны... Первыми часами было Солнце, первым календарём — Луна, Этих природных "часов" в течение долгого времени вполне хватало нашим предкам, до тех пор, пока не стала развиваться городская цивилизация с городским темпом жизни, недостатком свободного времени и необходимостью заранее планировать свои дела, Так получилось, что бурное развитие городов примерно совпало по времени с развитием технологии механических измерителей времени — устройств, которые могли при тогдашнем уровне технологии обеспечить достаточные равномерность и точность отсчёта времени. Когда небесные тела стали постепенно утрачивать доминирующую роль в измерении времени, ситуация повернулась в обратную сторону: теперь уже часовые мастера многих веков стали стараться отобразить их движение по небосводу на циферблатах сложных и не очень сложных механизмов.

27.05.2004

Астрономические часы: от указателя фазы Луны до наручного планетария. Часть 2

Предложение астрономических часов весьма разнообразно, но всё же можно выделить четыре типа классических астрономических часов

16.01.2004

Время, кру-у-угом!

«Часы на цепочке, а время бежит!» - какое, однако, тонкое замечание... И всё-таки в огромном многообразии часов хороших и разных - есть отдельные варианты, способные хотя бы условно остановить бег Времени и замкнуться в себе, по-вернув на всеобщее обозрение надёжно защищённый «тыл». Их так и называют - перевертыши.

11.12.2003

Турбийон: краткий обзор, прогнозы и…

Турбийоны — сложные, редкие и дорогие часы. До написания настоящего обзора автор и не осознавал в полной мере, что существует столько разновидностей этого сложного устройства. В самом деле, кажется, что всё уже было изобретено Бреге... Всё, да не всё. Дитя великого Бреге продолжает получать новые и новые воплощения, рождаемые благодаря изобретательности и отсутствию стереотипов у современных часовых мастеров.

03.09.2003

ФЕНИКС С БЕРЕГОВ РЕЙНА

Человечество всегда стремилось найти себе идеал - при его наличии жить значительно проще. Так, идолом часового мира стали швейцарские часы. Ни в коем случае не умаляя их безусловных достоинств, справедливости ради стоит отметить, что у немецких часов почитателей тоже немало.

03.09.2003

Дизайн часов. Простор для творчества

Дорогие швейцарские часы обычно производят ограниченными партиями. При этом каждая новая модель обязательно отличается от всех предыдущих по крайней мере оригинальным внешним видом. Это обеспечивает дорогим часам эксклюзивность, за которую и платят огромные деньги. Неудивительно, что в Patek Philippe после окончания работы над лимитированной серией даже уничтожают использованные инструменты и оборудование. Самые известные фирмы очень щепетильно относятся к уникальности дизайна своих часов, стараясь с каждой новой линией привнести в часовой дизайнерский опыт что-то принципиально новое. Так и рождаются оригинальные идеи, воплощаемые в настоящих шедеврах часового искусства.

03.09.2003

Дизайн часов. Простор для творчества
Дорогие швейцарские часы обычно производят ограниченными партиями. При этом каждая новая модель обязательно отличается от всех предыдущих по крайней мере оригинальным внешним видом. Это обеспечивает дорогим часам эксклюзивность, за которую и платят огромные деньги. Неудивительно, что в Patek Philippe после окончания работы над лимитированной серией даже уничтожают использованные инструменты и оборудование. Самые известные фирмы очень щепетильно относятся к уникальности дизайна своих часов, стараясь с каждой новой линией привнести в часовой дизайнерский опыт что-то принципиально новое. Так и рождаются оригинальные идеи, воплощаемые в настоящих шедеврах часового искусства.