Маркировка страны происхождения является одним из важнейших факторов, влияющих на предпочтения потребителя. В часах ее роль значительно выше, чем в других товарах. Покупая часы, человек вынужден ориентироваться лишь на их внешний вид и свои субъективные ощущения, оценить другие качества в момент покупки он не может. В большинстве случаев потребитель слабо осведомлен о конкретных марках часов, но ему все же нужно отталкиваться от чего-то в процессе сравнения и выбора товара. Точкой опоры, способной хоть что-то сказать о качестве часов и их престиже, становится маркировка страны изготовления.
Швейцарские часовщики сумели возвести маркировку Swiss Made в культ. Очень часто покупатель готов заплатить значительно большие деньги за часы не известной ему марки только потому, что на них стоит заветное клеймо. Продукция других стран не столь привлекательна. А иногда указание страны происхождения товара отрицательно сказывается на продажах.
Лет 15—20 назад в восприятии покупателя отечественные часы были почти таким же синонимом качества и надежности, как и швейцарские. С тех пор слава наших часовщиков сильно поблекла, и сегодня взгляды людей на надпись «Сделано в России» сильно разнятся. Свое решение о покупке того или иного товара покупатель принимает, прежде всего, под влиянием некоего имеющегося у него представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Равно как и свое решение о включении (исключении) марки в ассортимент магазина его владелец также зачастую принимает под влиянием своего субъективного мнения.
Сегодня часовая отрасль переживает не лучшие времена. Объемы выпуска у большинства заводов снижаются, а себестоимость продолжает расти. Выдержать жесткую конкуренцию с импортом можно, только используя все свои активы. Причем активы — это не только деньги на счетах, станки и производственные площади. Помимо материальных активов, есть еще и нематериальные — такие, как марка или страна происхождения. А наше исследование показало, что за российские часы люди готовы платить существенно больше, чем за азиатские.
Маркировка страны происхождения — уникальный фактор. В отличие от станков или торговой марки, она не принадлежит конкретному предприятию. Поэтому отчасти понятно отношение руководителей компаний вроде «мое дело — развивать мой завод и мою марку, а такими глобальными вещами, как продвижение маркировки "Сделано в России" должно заниматься государство». Проблема в том, что, не принадлежа ни одной компании, эта маркировка самым непосредственным образом связана с каждой из них. Она является призмой, сквозь которую видит продукт покупатель. В свою очередь любое изделие, на котором стоит надпись «Сделано в России», оказывает влияние на восприятие российских товаров покупателем. Какое — зависит от этого изделия.
У русских часов есть множество проблем. Но, есть и свои плюсы. Что можно и нужно сделать отечественным производителям для укрепления позиций маркировки «Сделано в России»?
Прежде всего нужно использовать возможности, предоставляемые торговлей. Площадь, отведенная под российские часы, довольно значительна, и нужно работать над качеством ее использования. Необходимы качественные (а не дешевые!) POS-материалы: дисплеи, постеры, подставки и т.п. Это требует не очень больших денег, но позволит эффективно выделить марку из общего ассортимента. Хорошие привлекательные POS-материалы — это еще и повод для магазина не уменьшать площадь, отведенную под данную марку. К тому же нужно следить за выкладкой и ассортиментом в магазинах, чтобы он не состоял из одних только дешевых и убогих моделей.
Также необходимо обновить модельный ряд, сместив его в диапазон цен 1000—3000 рублей. Но это должно происходить не за счет переписывания прайс-листа, а за счет предложения товаров иного уровня качества и дизайна. Покупатель готов платить за наши часы больше — и грех не использовать эту возможность. Разрыв в ценовых ожиданиях и неприятие азиатского товара покупателями пока позволяют совершить переход на другой уровень качества и цен.
Информация предоставлена журналом "Часовой Бизнес" 29.08.2005
|