Разборка проводится в следующей последовательности:
— Снять заднюю крышку корпуса (удобнее всего подцепить ее ножом;
некоторые крышки откручиваются). Как правило, такие неисправности,
как лопнувшая пружина, сломанные или погнутые колеса, разболтавшиеся
винты, видны сразу же.
— Если при беглом осмотре все выглядит целым, следует вынуть механизм
из корпуса. Для этого сначала надо спустить заводную пружину; делается
это так: заводной головкой собачка отводится в крайнее положение
(момент завода) и придерживается пинцетом, а заводная головка в
это время осторожно вращается пальцами. Затем извлекается заводной
вал. Для этого надо установить его в положение перевода стрелок
и ослабить винт переводного рычага. Потом механизм вынимается из
корпуса и заводной вал опять становится на место. В некоторых моделях
корпус часов устроен так, что механизм можно вытащить и без снятия
заводного вала.
— Проверить пинцетом вращение центрального колеса (свободно ли
оно движется и не соприкасается ли с окружающими деталями). Проверить
на соприкосновение также барабан, спираль, баланс.
— Снять стрелки, освободить и снять циферблат. Сначала снять секундную
стрелку, затем минутную (удобнее всего пинцетом). Потом снять циферблат
с часовым колесом и часовой стрелкой. Проверить состояние его ножек.
Осмотреть стрелочный механизм, проверить вексельное и часовое колеса,
проверить сцепление колес стрелочного механизма (для этого повращав
их в прямом и обратном направлениях). Проверить, правильно ли фиксируются
переводной и заводной рычаги.
— Снять с платины балансовый мост с узлом баланса. Отвернуть на
1, 5-2 оборота винт колонки спирали, отделить узел баланса от моста.
Вынув баланс из механизма, нельзя давать ему висеть на конце спирали.
— Снять анкерный мост и сам анкер (заводная пружина при этом должна
быть полностью спущена).
—Снять центральное, промежуточное, секундное и анкерное колеса.
Проверить их положение на оси и сцепление между каждым колесом и
соответствующей ему шестеренкой, осмотреть зубья.
— Снять с платины барабан, открыть его и проверить состояние заводной
пружины.
Чистка
Промывать детали часового механизма можно в бензине (желательно
в прозрачном стеклянном сосуде). Уровень бензина не должен превышать
2 см. Вначале промывают более крупные детали, например, платину
и мосты, затем колеса и другие мелкие детали. Детали очищаются щеткой,
сильно загрязненные пазы прочищаются заостренной палочкой. Вымытые
детали продуваются струёй воздуха из резиновой груши. Очищенные
детали надо брать только пинцетом.
Сборка
Сборка часов производится в обратной последовательности.
По материалам книги "Ремонт
часов своими руками"
|