Пишем или фиксируем?
Как и почему в 1720 году английскому мастеру Джорджу Грэму пришло в
голову изобрести механизм, фиксирующий отрезок времени с точностью до
1/16 секунды, история умалчивает. Возможно, хронограф, как и многие другие
великие изобретения, своим появлением обязан жажде мастера, попытавшегося
остановить мгновение. Однако название, которое произошло от двух греческих
слов: chronos — «время» и grapho — «писать», для этого механизма было
выбрано не слишком удачно. Потому что, строго говоря, хронографы позволяют
только фиксировать проме
жутки времени, но не записывать и тем более не описывать их. Поэтому
специалисты, ценящие точность определений, называют эти механизмы хроноскопами.
А первый хронограф, в полном смысле этого слова, был создан век спустя
французским часовым мастером Рьёссеком. Он не только фиксировал измеренный
промежуток времени, но и записывал его с помощью чернильной иглы, которая
отмечала показания — ставила чернильную точку на циферблате.
В 1862 году Адольф Николь сделал хронограф, в котором было три функции:
пуск, остановка с фиксацией результата и обнуление. И по сей день эти
функции считаются основными в работе хронографов.
Первые наручные хронографы появились в 1910 году благодаря усилиям
Гастона Брайтлинга. Предназначались они для летчиков и управлялись одной
кнопкой, которая или ставилась в виде отдельной детали на корпусе, или совмещалась с заводкой головкой. Неудобство
этого механизмов том, что функции старта, остановки и обнуления могли
осуществляться только последовательно. Сегодня однокнопочные хронографы
— большая редкость. Большинство современных механизмов управляются с
помощью двух кнопок. Первой эту более удобную систему предложил все тот
же Breitling в 1934 году, разделив три функции по двум кнопкам: одна
предназначена для включения и выключения хро-нографа, другая — для обнуления.
|
Кулачки и колонки
Выполнение этих функций обеспечивают механизмы двух различных типов.
Первый тип — механизм с колонным колесом. Оно представляет собой зубчатое
колесо, перпендикулярно плоскости которого расположены колонки, создающие
точки опоры или пустот. Рычаг включения, попадая в них, заставляет вращаться
колесо включения хронографа. Впрочем, современные хронографы, управляемые
с помощью колонного колеса, считаются данью традициям, так как куда более
продвинутым считается кулачковый механизм.
Кулачок состоит из двух специфически соединенных между собой деталей:
верхнего и нижнего переключателей.
Система включения кулачковой системы представляет собой процесс взаимодействия
последовательных рычагов. Кнопка включения воздействует на пусковой рычаг
(1). Пусковой рычаг соединен с двумя промежуточными рычагами. Первый
из них — промежуточный пусковой рычаг (2) — своей торцевой частью давит
на нижний переключатель кулачка и заставляет его вращаться по часовой
стрелке. Давление пружины вспомогательного рычага (4) на сам рычаг (3)
возвращает пусковой рычаг (1) в его первоначальное положение.
Верхний переключатель кулачка отодвигает молоточек (7), который остается
в отведенном состоянии благодаря штифту (8), таким образом освобождая;
сердечко центрального колеса хронографа и сердечко колеса накопителя
(10). Носик стопорного рычага (9) касается нижнего переключателя кулачка,
а сам стопорный рычаг (11) не касается центрального колеса хронографа
(12), что позволяет тому свободно вращаться.
Один конец качающегося рычага включения (15) находится в постоянном
контакте с кулачком (5), а другой его конец может перемещаться благодаря
эксцентрику. Мост рычага включения обеспечивает свободное вращение колеса
включения (14). Ведущее колесо хронографа (13), соединенное с секундным
колесом, приводит в движение колесо включения (14). Эти два колеса находятся
в постоянном вращении и, когда хронограф включен, приводят в движение
центральное колесо хронографа (12), на котором находится центральная
стрелка хронографа.
Для отсчета минут, зафиксированных хронографом, предназначено колесо
минутного накопителя (17). Палец минутного накопителя (18)
крепится к центральному колесу хронографа (12). Данный палец при каждом
полном обороте центрального колеса хронографа перемещает промежуточное
колесо накопителя (10).
Остановка хронографа осуществляется той же кнопкой, что и запуск, поэтому
опять приходит в движение пусковой рычаг (1), и нижний переключатель
кулачка (5) движется против часовой стрелки, освобождая носик стопорного
рычага. Изогнутая часть стопорного рычага (11) касается центрального
колеса хронографа (12) и блокирует его. Одновременно колесо включения
(14) отходит от центрального колеса хронографа.
При нажатии кнопки обнуления отодвигается блокировочный штифт (8), который
освобождает молоточек (7). Падая, молоточек отводит стопорный рычаг (11),
освобождая центральное колесо хронографа (12). Рабочие плоскости мо-
лоточка бьют по сердечкам (18), находящимся на центральном колесе хронографа
и колесе минутного накопителя (17), что приводит к обнулению стрелок.
Как поставить
Сложно ли оборудовать часовой механизм хронографическим устройством?
Не так чтобы уж очень. И кулачковая система, и система с колонным колесом
могут быть или интегрированы в базовый механизм часов, или ставятся отдельным
модулем. Интегрированные механизмы считаются более эргономичными, но
сложны в сборке и сильно повышают стоимость часов. Преимущества отдельного
модуля заключаются не только в его сравнительно более низкой цене, но
и прежде всего в удобстве при ремонте: нет необходимости затрагивать
основной механизм, если надо
заменить какую-нибудь деталь хронографа. Отдельный модуль также позволяет
создавать комбинированные механизмы, например, дополнением к базовому
кварцевому механизму может служить механический модуль хронографа.
И штурман уточняет
Широкое применение хронографы нашли с развитием аэронавтики и спорта.
Аэронавигация в то время осуществлялась лишь по компасу и часам. Самолет
должен был двигаться в определенном направлении заданное время, поэтому
при переходе в следующий воздушный коридор нужно было быстро переключить
хронограф на отсчет нового отрезка времени. Для удобства пилотов была
изобретена функция fly-back, позволяющая производить обнуление показаний
хронографа одновременно с началом нового отсчета. На обычных дву-кнопочных
хронографах для этого нужны были два движения, что не очень удобно в
режиме высоких скоростей. К тому же полное обнуление показателей хронограф
требовало от пилотов держать в памяти время взлета, чтобы успеть вернуться
на аэродром.
От этой необходимости их избавил лишь сравнительно молодой хронограф
с функцией split-seconds. Внешне сплит-хронографы, которые еще называют
a rattrapante, отличаются от обычных двумя секундными стрелками, а его
механизм включает дополнительный модуль, приводящий в движение вторую
центральную секундную стрелку, с помощью которой засекают время промежуточного
финиша.
Split-seconds были созданы для того, чтобы фиксировать продолжительность
двух событий, которые начинаются одновременно, но оканчиваются раздельно.
Обычно split-хронографы имеют третью кнопку, расположенную на 10-11 часах,
которой останавливается секундная split-стрелка, когда другая стрелка
продолжает двигаться. Для того чтобы зафиксировать окончательный результат,
нужно нажать кнопку запуска хронографа.
Базовая система представления работы хронографа состоит из минутного
и часового индикатора и секундной стрелки основного механизма, которая
при включении хронографа выполняет роль секундной стрелки хронографа.
Обычно индикаторы расположены в положении «3» и «9 часов», однако каждая
марка, стремясь сделать дизайн своих часов более оригинальным, зачастую
выбирает менее симметричное расположение. Малофункциональными, но очень
эстетичными являются ретроградные индикаторы
— полукруг, в котором секундная стрелка, дойдя до отметки 30 секунд,
возвращается обратно на 0. Весьма оригинальный способ расположения индикаторов
предложили дизайнеры Eberhard в новом хронографе Chrono4, представленном
на прошлогодней выставке в Базеле. Четыре индикатора этой модели расположены
горизонтальным рядом в нижней части циферблата.
Часто хронографы дополнены шкалами тахометра и телеметра, а в спортивных
моделях — пульсомером.
24.02.2003
|