Cделать стартовой Добавить в избранное

  Поиск

Журнал о часах o'Clock.info. Новинки часового бизнеса, статьи об истории часовых компаний, советы покупателям часов, ответы на вопросы связанные с эксплуатацией и сервисным обслуживанием часов.

  Ключевое слово или фраза:

  Режим:

"AND" "OR"

Новости Часовые марки Библиотека Мастерская Покупателю Бизнес Вернисаж Ссылки

Журнал о часах .info // Покупателю // Статьи и обзоры // Какие бывают часы? //

Планета по имени Турбийон

Открыл ее более двухсот лет назад часовых дел мастер Авраам-Луи Бреге. Термином «турбийон» пользовались тогда астрономы и физики для описания планет, вращающихся вокруг Солнца. Бреге же применил это слово для характеристики регулятора хода часов. Всю их колебательную систему он закрепил на подвижном остове и заставил эту маленькую планетку вращаться вокруг своей оси.


Человек и его время

Расцвет творчества великого мастера совпал с бурными событиями Великой Французской революции. Можно, конечно, провести аналогию между словом tourbillon (вихрь) и авторским названием изобретения – «вихревой регулятор хода». Но трудно себе представить, чтобы размеренному движению стрелок и бою часов Бреге предпочел грохот артиллерии на узких парижских улицах.

Так, в 1790 году во время демонстрации придуманного мастером «парашюта» для часов в случае их падения Бреге, не испытывая страха, «уронил» очень дорогие часы тогдашнего министра иностранных дел Франции Талейрана, а потом продемонстрировал всем, что часовой механизм по-прежнему работает отлично.

Но не изобретение прообраза противоударного устройства прославило Бреге на все времена. Ему удалось создать такую механическую конструкцию, в которой снимались недостатки в точности хода, казалось бы, неизбежные при ношении карманных часов в вертикальном положении. Говорят, что, придумав турбийон, Бреге опередил свое время и уровень развития часового дела лет на двести.

Своим письмом министру внутренних дел Франции от 14 апреля 1801 года с просьбой выдать патент на свое изобретение Авраам-Луи Бреге фактически поставил точку в многовековых попытках часовых мастеров увеличить точность хода часов. После ньютоновского открытия силы земного притяжения стало ясно, что гравитация является, пожалуй, основной негативной составляющей среди тех факторов, которые мешают часовому механизму в вертикальном положении идти, что называется, нога в ногу с объективным временем.

Не один год Бреге изучал влияние силы тяжести на точность хода карманных часов, и не он один пришел к выводу, что самое пагубное – несовпадение оси вращения баланса и центра тяжести системы баланс – спираль. Тщательная регулировка не давала должных результатов: центр тяжести всегда находил момент для смещения, это влекло замедление или ускорение колебания баланса и, как следствие, неточность хода.

Неординарность исканий Бреге в том и состояла, что он не пошел путем частных усовершенствований, а изобрел принципиально иную конструкцию. Всю колебательную систему, то есть баланс, спираль, анкер и анкерное колесо, мастер разместил на подвижном остове (или роторе), приводимом в движение самим часовым механизмом. Оборачиваясь вокруг своей оси раз в минуту, балансовый узел двигался так, что снижение частоты колебаний баланса при одном угле поворота восполнялось увеличением этой частоты при противоположном угле. (В минутном турбийоне на его роторе крепилась секундная стрелка.)

Таким образом достигалось то постоянство хода, о котором мечтали все мастера, начиная с конца XIII века, когда появились первые часы с шестереночным механизмом.

Мал золотник, да сложен

При жизни Бреге, то есть до 1823 года, было продано не более пятидесяти карманных часов с турбийоном, а после кончины мэтра на протяжении долгого времени их можно было исчислять поштучно. Казалось бы, вот идеальный образец – бери и делай. Но турбийон не был той конструкцией, техника сборки и обработка деталей которой совершенствовались бы числом, а не умением. До сих пор среди сложных часовых систем турбийон является, пожалуй, одним из сложнейших и в изготовлении, и в настройке. Главным в этом процессе остается создание филигранного стального остова (ротора), заключающего в себе колебательный узел. С одной стороны, турбийон – некая «вещь в себе», ибо не несет дополнительной полезной функции для потребителя как, например, календарные устройства или будильник. С другой стороны, он является функцией самого часового механизма, обеспечивая точность его хода, и если он стоит, то стоят и сами часы. В России в конце ХIХ века хронометр с турбийоном изготовил известный часовщик И.В. Толстой.

 

Естественно, часы с «вихревым ходом», требовавшие от их производителя высокого мастерства и определенной доли профессиональной интуиции, стоили очень дорого и были редким явлением даже среди богатых людей. Так же естественно, что часовщики в течение всего ХIХ века стремились создать альтернативное турбийону устройство, способное «восполнить» точность хода, страдающую от гравитации, и вместе с тем не такое трудоемкое и дорогостоящее, как изобретение Бреге. И такое устройство появилось в 1894 году в Англии стараниями датского мастера Бане Бониксена. Его детище было названо «карусельным» регулятором (или каруселью). Оно действительно уменьшало вредное влияние земного притяжения на часовую систему, легче изготовлялось и настраивалось, но… Если чуть-чуть углубиться в сложности часовой механики, то надо сказать, что ротор карусели приводился в действие не четвертым колесом, а более медленно движущимся третьим. В результате период обращения колебательного узла вокруг своей оси составил 52 минуты и 30 секунд, что значительно снижало его «защитные функции». Ведь мы помним, что классический турбийон вращается ежеминутно, и этим обеспечивает эффективную защиту точности хода от силы тяжести.

Турбийон и ХХ век

ХХ век встретил турбийон более чем прохладно. Само время, казалось бы, уплотнилось и начало двигаться рывками – от промышленного переворота к машинной индустрии, от одного технического открытия к другому. Образ делового респектабельного мужчины ХIХ века, обязательно связанный с дорогими часами в кармане жилетки, трансформировался. Теперь для поддержания имиджа было достаточно иметь добротные часы на запястье. Но настоящий бум на часовом рынке произошел тогда, когда наручные часы в массе своей надели женщины. Почтенные часовые мастера и торговцы уверяли, что более неподходящего места для ношения хронометра, чем запястье, трудно найти, и ставили под сомнение возможность точного хода этакого часового «браслета». Но дамам, даже стопроцентным imancipe, и не требовалась эта точность, потому что они увидели в наручных часах прежде всего деталь туалета, модную вещицу. Поэтому большинство первых наручных хронометров были снабжены маленьким цилиндрическим механизмом. Его изготовление не нуждалось в больших затратах и главное внимание переносилось на дизайн корпуса.

 

Однако потребность в дорогих часах с точным ходом, в наручных шедеврах механики, не исчезала. И вот в 1930 году появился первый хронометр с турбийоном. Его, судя по всему, в единственном экземпляре выпустила французская фирма LIP. В 1945 году швейцарская мануфактура Patek Philippe произвела эксклюзивный наручный хронометр, в котором линейный механизм карманных часов был снабжен анкерным турбийоном. Вообще, в 1950–1960-х годах эта генфская мануфактура держала первенство в выпуске уникальных наручных часовых механизмов с турбийонами – в частности, драгоценных экземпляров калибра 34Т.

Таким образом, производством уникальных штучных моделей с турбийоном и ограничивались отдельные фирмы и мастера. 1970-е годы принесли еще большее огорчение и разочарование ценителям высокого часового искусства – на время даже показалось, что механические часы будут выведены из обихода нашествием кварцевых часов. Но не тут-то было. Прошло каких-нибудь 10–12 лет, и выяснилось, что точное механическое измерение времени по-прежнему востребовано. Более того, в 1986 году фирма Audemars Piguet выпустила модель наручных часов с турбийонами серийного производства. Так на фоне ренессанса механических часов восторжествовала и точность хода, обеспечиваемая турбийоном.

Производители и поставщики

На сегодняшний день ведущими фирмами-производителями механизмов с турбийонами являются Audemars Piguet, Breguet, Blancpain, Franck Muller, Girard-Perregaux, Patek Philippe, Vacheron Constantin. Кроме того, этот список можно было бы дополнить названиями и других компаний, которые все чаще в моделях своих часов стали применять турбийон. Об этом свидетельствуют новинки, представленные на BASELWORLD 2004.

Что касается поставщиков механизмов, то здесь их взаимоотношения с фирмами-потребителями складываются двумя путями. С одной стороны, например, фабрика Nouvelle Lemania, входящая в одну группу с фирмой Breguet, одна пользуется привилегией производить механизмы с турбийонами для марки-наследницы самого изобратателя турбийона Бреге. Фабрика Frederic Piguet (входит в Swatch Group) поставляет свою продукцию только фирме Blancpain. Компания Girard-Perregaux использует сложнейшие механизмы фирмы Christophe Claret.

 

С другой стороны, есть фирмы, сотрудничающие с несколькими партнерами. Так, входя в группу Audemars Piguet, фабрика AP Renaud & Papi, конечно же, в первую очередь снабжает турбийонами фирму Audemars Piguet. Но ее же услугами пользуется Richard Mille. Несколько покупателей имеет Progress Watch.

Большинство фирм, выпускающих часы с турбийонами, стремятся максимально приспособиться к запросам клиентов, и современное производство справляется с этими требованием, поставляя на рынок сложнейшие механизмы, отличающиеся и многообразием функций, и современным дизайном корпуса, и стильной обработкой отдельных деталей.

Товар – лицом и скелетом

Лицо часов, конечно, – форма корпуса, которой, исходя из многовековых традиций, должна соответствовать форма часового механизма.

Одни из ведущих компаний-производительниц часов с турбийоном – Breguet и Blancpain – используют только классическую форму круга (Rondo). Вслед за ней по популярности идет «бочонок» (Tonneau) – особенно его любят у нас в России. Здесь стоит вспомнить знаменитые часы изогнутой бочковидной формы Cintree Curvex фирмы Franck Muller. Фирмы Cartier, Girard-Perregaux, Vacheron Constantin, Richard Mille также имеют в своих коллекциях изумительные образцы часов с турбийоном в корпусе Tonneau.

Как ни странно, часы с квадратной формой корпуса (Carre) производятся достаточно редко. Но тот, кто видел Golden Square Tourbillon фирмы Rоger Dubuis, может не устоять перед соблазном владеть этакой турбийонной квадратурой круга.

Форму «телеэкран» (TV Screen) – близкий к квадрату корпус, но со скругленными сторонами, – предпочитает выпускать фирма Daniel JeanRichard.

«Прямоугольники» пользуются не меньшей любовью, чем «бочонки». Основным их производителем является фирма Audemars Piguet, есть они в коллекциях Girard-Perregaux, Glashutte Original, Jaeger-LeCoultre, Franck Muller. Форма «урезанный по бокам круг» – визитная карточка фирмы Daniel Roth.

Наряду с выбором формы в целом стоят вопросы архитектоники часового механизма. Скелетные турбийоны, выставляя напоказ внутренние детали, несут эстетику самой часовой конструкции. Они очень редки, очень дороги, очень трудоемки: только гравировка одной скелетизированной детали занимает в среднем целый день ручного труда. Скелетные турбийоны присутствуют в коллекциях таких фирм, как Breguet, Daniel Roth, Girard-Perregaux, Glashutte Original, Vacheron Constantin. Однако в последние несколько лет появилось значительное количество образцов полускелетных турбийонов. Если в классических скелетных часах скелетизируется платина и все мосты, то в полускелетных платина остается сплошной, а некоторые мосты делаются скелетными. Знаменитые турбийоны на трех золотых мостах фирмы Girard-Perregaux имеют полускелетную конструкцию.

Полной противоположностью скелетным и полускелетным турбийонам являются их «секретные» собратья. Например, фирма Breguet в год 200-летнего юбилея изобретения Авраама-Луи Бреге выпустила ограниченную серию часов с «секретным» турбийоном, состоящую из 200 экземпляров. Золотая крышка, закрывающая циферблат наручных часов, скрывает и турбийон, при этом время можно определить через маленькое окошко в крышке, сквозь которое видны часовая и минутная стрелки.

Большинство моделей часов с турбийонами имеют специальное окно в циферблате – через него можно видеть действующее начало механизма. Это классические турбийоны в коллекциях Audemars Piguet, Breguet, Girard-Perregaux, Cartier.

Если уже завершать разговор о том, что видно и чего не видно через отверстие на крышках и циферблатах турбийонов, то необходимо вспомнить о турбийонах прозрачных. В них платина – основа часового механизма – вырезается из кристалла кварца или иного прочного прозрачного материала. Высокая стоимость изготовления делает прозрачные турбийоны еще более дорогими. Так, в 1998 году парижская ювелирная фирма Mauboussin объявила о выпуске ограниченной 70 экземплярами коллекции ювелирных часов с турбийоном. В качестве платины использовались соответствующим образом обработанные пластинки аквамарина, турмалина, топаза, горного хрусталя и некоторых других полудрагоценных камней. Однако этот претенциозный проект завершился показом лишь трех моделей – «Дракон», «Лошадь», «Космос». Еще за одну серию прозрачных турбийонов взялась фирма Christophe Claret. Изготовленные ею прозрачные турбийоны использовали Cartier и Corum. В 2003 году коллекция Corum пополнилась новой моделью подобного турбийона Tourbillon Saphir с платиновым корпусом – простым или украшенным бриллиантами. А в коллекции Edward Piguet фирмы Audemars Piguet появились часы под названием Saphir Tourbillon, платина механизма которых изготовлена из рутилового кварца. Уникальность этой модели состоит в том, что это единственный прозрачный турбийон с механизмом некруглой формы.

В добром соседстве

До сих пор мы говорили о турбийоне как о «вихревом регуляторе хода». Но как всякие сложные механические часы, он легко комбинируется с дополнительными, так сказать потребительскими, функциями. Это могут быть: указатель запаса хода, календарные устройства от указателя даты до вечного календаря. Турбийон прекрасно соседствует с хронографом или сплит-хронографом, с боем и репетиром, с указателем времени второго часового пояса. И все это достижимо в самых разных комбинациях. Единственное, что еще ни разу не встречалось, – комбинация турбийона с будильником.

Классический набор функций (Grand Complication) часов с турбийоном – собственно турбийон, вечный календарь, сплит-хронограф, минутный репетир. Однако особенно распространены турбийоны с указателем «большой» даты: Lange 1 Tourbillon (A. Lange & Sohne), PanoMatic Tourbillon (Glashutte Original), Golden Square Tourbillon (Roger Dubius).

Совместился турбийон и с автоматическим заводом. Лидирует здесь компания Audemars Piguet, еще в 1986 году выпустившая серийные наручные часы с турбийоном и конструкцией автоматического хода, принадлежавшей самому Бреге.

Тогда же, в конце 80-х годов, фирма Blancpain разработала калибр 23 с 8-дневным ходом и ручным заводом. Несколько позже был выпущен его автоматический аналог, который до сих пор является автоматическим турбийоном с более чем недельным запасом хода. Необходимо сказать, что в последнее время появляется достаточно много турбийонов с длительным запасом хода, но все эти модели основаны на ручном заводе. Например: Patek Philippe (10 day Tourbillon, 10-дневный запас хода), Daniel Roth (Masters Grand Complications Tourbillon, 8-дневный запас хода), Bovet, Antoine Preziuso, Cedric Johner (последние с механизмом Christophe Claret, 110-часовой запас хода).

 

От эксклюзива – к «народности»

Можно назвать еще несколько неординарных направлений в производстве турбийонов.

Например, «незакрепленный» турбийон был изобретен в 1927 году Альфредом Гельвигом. Это турбийон, ротор которого закреплен в механизме только с одной стороны (Flying Tourbillon). Не закрепленной остается та сторона ротора, которую можно увидеть сквозь окошко турбийона. В последнее время такие турбийоны стали довольно популярными. Их можно найти среди продукции Progress Watch, Glashutte Original, Roger Dubuis, Piaget и даже в таких оригинальных часах, как Central Tourbillon (Omega) и Rugulus Tourbillon (Vincent Calabrese).

Конструкция «центрального» турбийона довольно сложна, поскольку решает проблему сопряженности турбийона в центре круглого механизма с находящимися также в центре часовой и минутной стрелками. В качестве примера можно назвать уже упоминавшийся Central Tourbillon (Omega) и Hi Trying Central Tourbillon Бита Альдиманна.

Направление «Hi-tech» использует в производстве турбийонов современные высокотехнологичные материалы и новые конструктивные решения. Так, вместо мостов и платины используются элементы, усиленные ребрами жесткости. И как продолжение: замена барочной легкости механизма и обработки деталей рельефной шлифовкой современным техно-дизайном. Эти новейшие системы выпустили, например, фирмы Audemars Piguet (Royal Oak Concept) и Richard Mille (Tourbillon Caliber RM 002).

Турбийон с приводом постоянной силы. В эту категорию попадают Pour le Merite и Tourbillon Souverain. В первой – Pour le Merite – использована фузея. Она собственно и дает постоянное натяжение, идущее от заводной пружины к колесной системе. Во второй модели – Tourbillon Souverain – поставлена промежуточная пружина, периодически заводящаяся от основной ходовой и передающая постоянное усилие на каретку турбийона.

Появление «народного» турбийона, казалось бы, противоречит самому существованию дорогих часов с высокой точностью хода, как правило, всегда штучных и даже эксклюзивных. Тем не менее, сначала с идеей недорогого «народного» устройства выступила компания Progress Watch, кроме нее, эту затею с марта 2001 года начали осуществлять другие фирмы: Chronoswiss, J. Chevalier, Jorg Shauer и другие. За выпускаемые ими стальные часы без сложных функций нужно заплатить около 20 000 долларов. Во всех этих часовых механизмах используется турбийон System Precilus. Ручной или автоматический завод обеспечивает 72-часовой запас хода; в конструкции незакрепленного турбийона ротор помещен на шариковом и камневом подшипниках.

И хотя турбийон сегодня стал более доступным, он, все же еще не скоро станет «народной» маркой – и не только из-за высокой цены. Основная причина состоит в том, что такая сложная конструкция, как турбийон, подвигает производителей к созданию еще более сложных и действительно эксклюзивных моделей. Причем каждая знаменитая фабрика отталкивается от своей фирменной детали.

 

Например, в уникальных часах фирмы Patek Philippe Sky Moon Tourbillon турбийон спрятан, все внимание отдано «живой» карте звездного неба с движущейся по нему Луной. Плюс фирменный вечный календарь с секторным указателем даты и минутный репетир. Другие фирмы идут по пути увеличения сложных дополнительных функций. Здесь лидирует модель Franck Muller 1998 года с большим и малым боем, минутным репетиром, вечным календарем с секторным циферблатом месяцев и уравнения времени, 24-часовым дополнительным циферблатом, сплит-хронографом с 60-минутным счетчиком, турбийоном, термометром, показывающим температуру механизма часов, индикатором запаса хода самого механизма часов и механизма боя.

Можно смело утверждать, что современные фирмы – достойные наследники старых мастеров, чьи творения включены в золотую книгу исторических турбийонов XIX–XX веков.

 

Точность – вежливость королей и турбийонов

Сколько бы мы ни говорили об уникальных образцах великих мастеров прошлого и современности, главное предназначение турбийонов остается неизменным: обеспечивать часам точность хода. Именно поэтому часы с турбийоном – и карманные, и наручные – обязаны иметь сертификат хронометра. Такая сертификация проводится в Официальном бюро по хронометрам C.O.S.C. Некоторые производители, правда, считают, что турбийоны и так очень точные часы, и это их достоинство не требует лишнего подтверждения. Однако каждый турбион Patek Philippe подвергается проверке в C.O.S.C. (хотя внутренние стандарты фирмы вдвое выше, чем те, которые используются в Официальном бюро). И вот один из исторических примеров: в 1930 году фирма специально изготовила хронометр – карманные часы № 198381 – для участия в соревнованиях хронометров, проводившихся Женевской астрономической обсерваторией в 1931 году. Эти часы и получили «Первый приз» (автором каретки турбийона стал известный мастер Джейм Пеллатон). Вместе с Patek Philippe членами элитарного клуба производителей турбийонов – хронометров являются Chopard (LUC 4T), Ikepod (Hemipode Automatic Tourbillon), Roger Dubuis (Turrbillon Sympatie), F.P. Journe (Tourbillon Souverain), Omega (Central Tourbillon).

Итак, может быть, полемизируя немного с названием статьи, по-королевски точные турбийоны – это целая «планетарная система», созданная и все более расширяющаяся благодаря стараниям последователей великого Бреге.

Елена КАРИНСКАЯ
07.10.2004

23.05.2014

OFFICINE PANERAI реставрируют Florence Duomo «Clock of Paolo Ucello»

OFFICINE PANERAI является партнером Opera di Santa Maria del Fiore в работах по восстановлению механизма часов. Реставрационные работы стали возможны, благодаря вкладу OFFICINE PANERAI, Флорентийский Дом спортивных часов (the Florentine House of haute horlogerie sports watches), который был открыт во Флоренции в 1860 году и имеет свой собственный бутик в нескольких метрах от Duomo (собор).

26.12.2006

Greubel Forsey Double Tourbillon 30°

Одно из самых интересных предложений на московском часовом рынке - часы Greubel Forsey Double Tourbillon 30°. Недавно проданный в Москве экземпляр этих часов удивлял своей красотой даже привычных к дорогим часам продавцов ювелирных магазинов и просто любителей часового искусства, которым посчастливилось их увидеть.

30.09.2005

Шедевры точной механики

Часы Blancpain занимают особое место среди своих собратьев. На протяжении почти трех столетий часовщики этой известной во всем мире швейцарской марки изготавливают чудесные сложные вещицы.

22.09.2005

Музыка столетий

Переносные часы появились еще в начале XVI века. Однако на протяжении столетий существовала одна небольшая проблема, создающая неудобства в ориентации во времени. Вплоть до первой половины прошлого века было весьма затруднительно определить текущий час в темное время суток. До повсеместного распространения электричества было достаточно неудобно зажигать свет лишь для того, чтобы глянуть на циферблат, поэтому производители часов искали иные, более удобные способы определения времени. Действительно, светящиеся (покрытые радием) стрелки впервые применили лишь в 1914 году. До этого момента чаще всего определяли время в темноте на ощупь или на слух.

15.07.2005

Такой разный фэшн

Фэшн-брэнды — одно из самых быстрорастущих направлений в часовом деле. В нашей стране оно еще только набирает силу. Российские компании лишь осваивают специфику торговли модным товаром, знакомятся с многообразием фэшн-марок, представленных на рынке. Цель этой статьи — попытаться составить классификацию фэшн-брэндов и помочь магазинам определить оптимальный ассортимент и наилучшую форму подачи модных часов.

21.04.2005

Рассуждения по поводу декорирования и отделки механизмов

С давних времен часовые мастера уделяли большое внимание украшению механизма. Поверхности тщательно обрабатывались, винты чернились, а стальным деталям придавался особый блеск. Нередко в мостах и платине делались пропилы разных форм – такие механизмы назывались скелетонами. Широкое распространение в прошлом получила декоративная гравировка. Дополнительная обработка механизма и сегодня весьма популярна, тем более, что помимо эстетической, у нее есть и практическая сторона: обработанная должным образом поверхность задерживает пыль, не позволяя ей попасть в масленки камневых опор.

11.08.2004

В Греции все есть!

Рынок часов в Греции в данный момент находится в полном рассвете. Серии изысканных часов ограниченного выпуска являются прекрасным и полным тому доказательством.

27.05.2004

Астрономические часы: от указателя фазы Луны до наручного планетария. Часть 1

С самых древних времён развитие науки измерения времени шло вместе с развитием астрономии. Первые часы создала природа: ежедневное чередование дня и ночи, движение Солнца по небосводу, эволюция фазы Луны... Первыми часами было Солнце, первым календарём — Луна, Этих природных "часов" в течение долгого времени вполне хватало нашим предкам, до тех пор, пока не стала развиваться городская цивилизация с городским темпом жизни, недостатком свободного времени и необходимостью заранее планировать свои дела, Так получилось, что бурное развитие городов примерно совпало по времени с развитием технологии механических измерителей времени — устройств, которые могли при тогдашнем уровне технологии обеспечить достаточные равномерность и точность отсчёта времени. Когда небесные тела стали постепенно утрачивать доминирующую роль в измерении времени, ситуация повернулась в обратную сторону: теперь уже часовые мастера многих веков стали стараться отобразить их движение по небосводу на циферблатах сложных и не очень сложных механизмов.

27.05.2004

Астрономические часы: от указателя фазы Луны до наручного планетария. Часть 2

Предложение астрономических часов весьма разнообразно, но всё же можно выделить четыре типа классических астрономических часов

16.01.2004

Время, кру-у-угом!

«Часы на цепочке, а время бежит!» - какое, однако, тонкое замечание... И всё-таки в огромном многообразии часов хороших и разных - есть отдельные варианты, способные хотя бы условно остановить бег Времени и замкнуться в себе, по-вернув на всеобщее обозрение надёжно защищённый «тыл». Их так и называют - перевертыши.

11.12.2003

Турбийон: краткий обзор, прогнозы и…

Турбийоны — сложные, редкие и дорогие часы. До написания настоящего обзора автор и не осознавал в полной мере, что существует столько разновидностей этого сложного устройства. В самом деле, кажется, что всё уже было изобретено Бреге... Всё, да не всё. Дитя великого Бреге продолжает получать новые и новые воплощения, рождаемые благодаря изобретательности и отсутствию стереотипов у современных часовых мастеров.

03.09.2003

ФЕНИКС С БЕРЕГОВ РЕЙНА

Человечество всегда стремилось найти себе идеал - при его наличии жить значительно проще. Так, идолом часового мира стали швейцарские часы. Ни в коем случае не умаляя их безусловных достоинств, справедливости ради стоит отметить, что у немецких часов почитателей тоже немало.

03.09.2003

Дизайн часов. Простор для творчества

Дорогие швейцарские часы обычно производят ограниченными партиями. При этом каждая новая модель обязательно отличается от всех предыдущих по крайней мере оригинальным внешним видом. Это обеспечивает дорогим часам эксклюзивность, за которую и платят огромные деньги. Неудивительно, что в Patek Philippe после окончания работы над лимитированной серией даже уничтожают использованные инструменты и оборудование. Самые известные фирмы очень щепетильно относятся к уникальности дизайна своих часов, стараясь с каждой новой линией привнести в часовой дизайнерский опыт что-то принципиально новое. Так и рождаются оригинальные идеи, воплощаемые в настоящих шедеврах часового искусства.