Cделать стартовой Добавить в избранное

  Поиск

Журнал о часах o'Clock.info. Новинки часового бизнеса, статьи об истории часовых компаний, советы покупателям часов, ответы на вопросы связанные с эксплуатацией и сервисным обслуживанием часов.

  Ключевое слово или фраза:

  Режим:

"AND" "OR"

Новости Часовые марки Библиотека Мастерская Покупателю Бизнес Вернисаж Ссылки

Журнал о часах .info // Бизнес // В мире //

МЕХАНИЧЕСКИЙ КРИЗИС

В швейцарской часовой промышленности произошёл переполох. Известие о том, что после 2006 года ETA собирается прекратить продажу незаконченных механизмов компаниям, не входящим в Swatch Group, вызвало в Швейцарии большое беспокойство. А подавляющее большинство часопромышленников назвало его событием года.

Всемогущая компания ETA – производственный мозг группы Swatch, создающий часовые механизмы – официально объявила, что с 2006 года будет продавать «не родным» клиентам только полностью собранные калибры и только определенных номеров. Безусловно, это большой удар для швейцарских компаний, которые не входят в Swatch Group, привыкли получать механизмы ЕТА в полуразобранном виде, чтобы затем усложнять их всевозможными функциями. Их будущее под угрозой, и только COMCO – антимонопольное ведомство Швейцарской Федерации – может им помочь, если, конечно, не сочтет это заявление внутренним делом ЕТА.

Решение ETA взбудоражило весь часовой мир, потому что ставит на грань выживания многие компании. Более 700 квалифицированных мастеров могут оказаться на улице, а независимые брэнды, которые в данный момент выпускают часы с механизмами на основе ЕТА и соперничают с марками группы Swatch, потеряют конкурентоспособность. То есть созданная чуть более 20 лет тому назад для спасения швейцарского часпрома группа в скором будущем может подорвать его могущество. Впрочем, обо всем по порядку.

КВАРЦЕВО-МЕХАНИЧЕСКАЯ ВОЙНА

В конце 70-х во время “кварцевого кризиса” многие часовые компании Швейцарии находились на грани банкротства. Даже тот, кто крепко стоял на ногах, мог в любой момент исчезнуть во всеобщем хаосе. Спасаться швейцарский часпром решил совместно. Договорившись о поддержке с влиятельными банкирами и политиками, часовщики объединились в 1985 году в концерн SMH, который затем был переименован в Swatch Group. Во главе встал Никола Хайек. Сконцентрировав в своих руках огромный объём производственных сил, г-н Хайек повел контрнаступление против «кварца», план которого был разработан еще до его воцарения. Ну а после заслуженной победы в кварцево-механической войне Swatch Group превратилась в настоящую часовую империю, чья роль год от года только возрастала.
Сегодня группа является лидером не только в производстве законченных часовых механизмов (компании ETA, Valjoux, Nouvelle Lemania и Frederic Piguet), но и в поставке незаконченных механизмов (группа контролирует 80% рынка) и регулирующих деталей (90% рынка). Кроме того, концерн Swatch – далеко не последний производитель часовых стрелок (Universo), сапфировых стёкол (Сomadur) и микро-механических деталей (Valdar). Стоит ли упоминать о многочисленных предприятиях по сборке часов, вставке драгоценных камней и производству корпусов? В группе Swatch работают около 20 000 сотрудников, а годовой оборот компании составляет более 4 миллиардов швейцарских франков.

ВНЕЗАПНОЕ ПРОЗРЕНИЕ

На сегодняшний день единственными по-настоящему независимыми производителями часов являются Rolex и Swatch Group. Зато от самой группы почти полностью зависят 200 швейцарских компаний. Довольно долгое время интересы «подчиненных» практически не пересекались с «хозяйскими». Swatch Group вполне устраивало господство на рынке часов среднего класса. А если какому-нибудь из «независимых» производителей требовался особо сложный модуль для дорогой серии часов, то он не изобретал велосипед, не пытался производить его самостоятельно, а компенсировал группе расходы по его изготовлению. Однако когда на мировом рынке наметилась тенденция к стремительному росту доходов от производства и продажи товаров роскоши, а часы haut de gamme (иначе говоря, часы категории люкс) стали очень популярны, ситуация изменилась. Г-н Хайек по-новому взглянул на конкурирующие брэнды. Ведь выходило, что вместо того, чтобы вкладывать деньги в производство, соперники инвестировали их в маркетинг и рекламу собственных часов в ущерб популярности марок группы Swatch. Конкурирующие компании получали значительную прибыль, порой увеличивая цену немного усложненного механизма ETA в десять раз.
«Никто из них не хочет рисковать и инвестировать деньги в производство деталей механизмов, - воскликнул прозревший г-н Хайек. – Да и зачем, если они могут купить у нас все, что захотят!? Но мы хотим изменить ситуацию».

Прав ли он? Не совсем. Ведь успех и прогресс на любом рынке во многом обеспечиваются острой конкуренцией независимых компаний. И пусть никто не любит соперничества, объективно оно нужно, дабы монополист не закисал, почивая на лаврах. И хорошо, что еще один крупный концерн Richemont активно вкладывает приличные суммы в создание новых производственных центров (по некоторым данным, эти инвестиции за последние 12 месяцев составили 300 миллионов швейцарских франков). LVMH серьёзно сотрудничает с Zenith – создателем знаменитого механизма El Primero. Более скромные, однако не менее важные попытки в этом же направлении предприняли Parmigiani, Chopard, Roger Dubuis и другие. То есть не все часовые компании хотят «паразитировать на теле» Swatch Group. Многие изо всех сил стараются либо сохранить, либо обрести независимость. И если их усилия увенчаются успехом, потеря большинства клиентов уже грозит сокращением прибыли и производства швейцарскому монополисту. Намеки на порой не очень достойные способы борьбы с конкурентами раздавались в адрес Swatch Group уже давно. Уж слишком часто клиенты часового гиганта сталкиваются с задержками и трудностями в получении уже оплаченных ими поставок.

НА ЕТА СОШЕЛСЯ КЛИНОМ БЕЛЫЙ СВЕТ?

SG объясняет задержки с поставками тем, что её производственных возможностей не хватает, чтобы обслужить даже собственные марки. По свидетельству технического директора одного независимого брэнда, подобные сбои начались в 200 году, когда взлетел спрос на знаменитый механизм ETA 2892 – один из наиболее надёжных калибров. Сроки поставок тогда выросли до 12-16 месяцев, но под давлением клиентов в 2001-м заказы стали выполняться в течение 8 месяцев, в 2002-м – за 200 дней. То есть производственная мощь ETA очень высока, и решение сократить ассортимент поставляемых конкурентам механизмов вряд ли вызвано объективными причинами.

Конечно, производить и собирать механизмы могут и другие концерны. Например, предприятие по сборке часов Sellita производит около 1 миллиона механизмов в год, Soprod – около 200 000 – 300 000 штук. Но проблема ведь не только в количестве, но и в качестве.

Сегодня многие брэнды, в первую очередь специализирующиеся на эксклюзивных
часах, как, впрочем, и на часах среднего класса – технически усовершенствуют свои модели, дополняя закупаемые механизмы собственными сложными модулями. Эти модификации позволяют брэндам делать весьма оригинальные модели. Именно стремление отличиться стимулировало развитие швейцарской часовой индустрии в течение многих десятилетий. Теперь новая политика ЕТА уменьшит динамику её развития. Не исключено, что «чужим» компаниям придется просто разбирать механизмы ЕТА, трансформировать их и вновь собирать, что, конечно, повлечет за собой дополнительные и довольно значительные затраты.

КТО ВИНОВАТ?

В качестве еще одного оправдания своему решению ETA заявила, что на рынке появились высококачественные подделки всемирно известных марок, в корпусах которых, тем не менее, работают настоящие механизмы ее производства. Г-н Хайек возмущенно обвинил в этом некоторых недобросовестных клиентов: мол, это они закупили заведомо большее количество механизмов, а потом перепродали их нелегалам. Конечно же, обвиненные дружно и категорически отвергли этот выпад.
Это заявление и впрямь звучит неправдоподобно, потому что поставка механизмов “левым” фирмам – афера не из лёгких. Для этого необходимо тщательно подстраховаться, а значит - пропустить товар через несколько рук, при чем очень не жадных рук, чтобы производство фальшивки в конечном счете не превысила стоимость оригинала. А некоторые выдвинули контраргумент, заявив, что подделки с настоящими механизмами ETA поступали в розничную сеть прямо с предприятий Китая, принадлежащих… группе Swatch. Так что разобраться в этом деле не так-то просто, как кажется на первый взгляд

ТРИ ГОДА НА РАЗДУМЬЯ

ETA утверждает, что ее решение не грозит «не родным» клиентам негативными последствиями, поскольку у фирм есть целых три года на поиски новых поставщиков или создание собственного производства. К тому же, как уверяет Swatch Group, доля незаконченных механизмов в общем обороте концерна составляет только 1 процент, и исчезновение столь ничтожной цифры вряд ли потянет за собой всю часовую индустрию Швейцарии.

Единственное, что не вызывает сегодня никаких сомнений, это то, что группа Swatch продолжает занимать лидирующую позицию на швейцарском рынке часов. В других странах Европы законы не позволяют монополистам диктовать участникам рынка собственные правила игры, да и еще и с таким спокойствием и не без цинизма. Слово за COMCO. Только она может решить, что делать со Swatch Group или… не делать.


19.06.2002

Месяц/Год:

Страница
1 из 1

Во время Московского часового салона мы беседовали с президентами фирм Maurice Lacroix и Joseph Chevalier о том, как они собираются решать эту проблему. Оба были настроены на удивление спокойно и заверили, что близки к подписанию соглашений с независимыми производителями, имена которых они, по понятным причинам, пока разглашать не стали. А ярого поклонника всего немецкого - владельца брэнда Elysee Райнера Зойме – это известие очень даже обрадовало: у него появился вполне уважительный повод заменить в своих топ-моделях швейцарские механизмы на немецкие, которые, как он выразился, «разумеется, лучше».

15.01.2003

ETA: под прицелом антимонопольной комиссии