Изысканные
украшения из всевозможных камней и металлов, шикарные аксессуары
и прочие “игрушки” от Cartier давят на психику и заставляют
себя хотеть. Cartier нравиться всем, даже самому зашифрованному
снобу и этету, который презрительно морщится при виде “паши”
с бриллиантами на пудовом браслете. Откуда такая магическая
притягательность?
Если разобраться, во всем виноваты часы. Именно они позволили
в начале века в общем-то небольшой ювелирной фирме быстро
набрать обороты, превратиться в транснациональный концерн
и создать уникальный имидж: мол, Cartier вне конкуренции.
История дома началась с Луи-Франсуа Картье (Louis-Francois
Cartier, 1819-1904), решившего пойти по стопам ювелира-деда
(тоже Луи-Франсуа). Поработав подмастерьем у Адольфа Пикара,
он в 1847 году унаследовал скромную дедовскую мастерскую и
перебрался в более престижный район Парижа – Palais Royale,
5, Rue Neuve des Petits Champs (1853). Результат не заметил
сказаться. На новом месте он был замечен принцессой Матильдой
(кузиной Наполеона III), которая и открыла ему двери в высшее
общество. В 1859 году, заслужив довольно широкую известность,
мастерская переезжает на Rue des Italiens, 9. Вершиной карьеры
Луи-Франсуа стал успех на международной выставке 1867 года.
В 1874 году руководство фирмой переходит к Альфреду Картье,
трем сыновьям которого – Луи, Пьеру и Жаку – в дальнейшем
будет суждено определить ход развития дела и его общемировой
успех.
В 1898 году наступает важнейший момент в истории Дома Cartier:
к управлению подключается 23-летний Луи (1875-1942). Юный
отпрыск почтенной фамилии унаследовал не только имя деда и
невероятную удачливость, но и страсть к перемене мест. Переезд
на 13, Ruedela Paix (нынешний адрес) ознаменовал собой начало
новой истории фирмы – эпохи часов Cartier. Справедливости
надо заметить, что и раньше фирма часов не чуралась. Еще в
середине века в магазине продавались эмалевые часы Jean-Antonie
Lepine и даже два экземпляра Abraham-Li Breguet. Механизмы
заказывались у Audemars & Piguet. Но все же этой сфере не
придавалось особого назначения.
Молодой и энергичный Луи Картье принялся за дело всерьез:
из случайного товара часы превратились в козырный туз. Во
всяком случае, Луи Картье сделал на них ставку. Он нашел,
как оказалось, удивительно перспективный ход: стал выпускать
наручные часы, направив поток технического прогресса в древнюю
ювелирную заводь. В этом деле опыт у фирмы уже был. Правда,
печальный. Первые наручные часы Cartier - три пары женских
бриллиантовых браслетов со встроенными часовыми механизмами,
сделанные в конце 1870-х годов, - энтузиазма у публики не
вызвали. С их продажей возникли проблемы. Виновата была мода
– длинные широкие рукава и высокие перчатки. О мужских наручных
часах в ту пору еще не думали. Вплоть до начала ХХ века сильная
половина человечества прятала часы в карманы. Надеть их на
руку считалось весьма экстравагантным и вызывающим проступком.
Стереотип сломал друг Луи, бразильский шальной аристократ
Альберто Сантос-Дюмон, один из пионеров авиации. Шарить по
карманам в поисках часов во время полетов было несподручно,
и он попросил молодого Cartier создать что-нибудь этакое специально
для него.Так в 1904 году появились на свет первые часы Santos.
Поскольку в то время не было ничего более модного, чем авиация,
Дюмон и Картье, модель Santos вызвала невероятный интерес.
Спрос родил предложение. В 1911 году модель появилась в продаже,
завоевала бешеную популярность и не теряет ее до сих пор.
Бурю восторга у модной парижской публики вызвали первые часы
в форме tonno (tonneau – вытянутый изогнутый “гробик”), созданные
Cartier в 1906 году. По сей день такая форма считается одной
из самых удачных, классических. А для того времени это была
настоящая революция в дизайне, ведь кроме круглой “банки”
ничего тогда не существовало.
Ажиотаж вокруг новых “игрушек” требовал расширения производственной
базы. Луи Картье привлекает для производства часов лучшего
на тот момент часовщика в Париже Эдмона Жаге, прошедшего школу
фирмы Breguet. Жаге (1850-1922) имел небольшую мастерскую
и производил механизмы высшего качества. Заключив контракт
с Cartier, он переезжает в 1907 году на Rue Reaumur, где появляются
первые и самые интересные наручные часы.
Успех наручных часов дал мощный толчок развитию фирмы. Cartier
превращается в глобальную империю. В 1902 году открывается
первый иностранный магазин фирмы – в Лондоне, в 1910 дом Cartier
торгует в Москве, Санкт-Петербурге и в районе Персидского
залива.
Руководство фирмой с 1904 года полностью берет на себя Луи.
Его брат Пьер осваивает необъятный и весьма специфический
американский рынок, а Жак удачно вписывается в консервативную
Лондонскую жизнь. Успеху в Англии весьма весьма способствует
друг и клиент Луи Принц Уэльский, впоследствии король Эдуард
VII, назвавший Луи Картье “ювелиром королей и королем ювелиров”.
Действительно, все коронованные особы Европы, махараджи Индии,
Сиама и арабские шейхи становятся постоянными клиентами фирмы.
Среди низ не последнее место занимает и русский двор.
В целях удовлетворения растущих потребностей населения в
часах от Cartier к работе привлекается European watch & clock
Co – фирма высочайшего уровня. С 1908 года EWCCo в основном
выполняет заказы Cartier на сложные механизмы (хронографы,
наручные репетиры, ультраплоские механизмы, часы с цифровой
индикацией и тому подобное). Все вещи фирмы в этот период
изготовляли вручную, и посему они уникальны. Но ценятся отнюдь
не только за это. Каждая новая модель той поры – прорыв на
дизайнерском фронте. Остается диву даваться, сколько всего
изобрел Луи Картье-художник. К примеру, наручные часы в квадратном
корпусе. Этас столь привычная сейчас вещь была выпущена Cartier
в 1915 году. Годом позже увидела свет и еще одна супермодель
- Cartier-Tank (изогнутый массивный прямоугольник с полосками
по бокам). Впоследствии на основе этой модели было создано
невероятное количество самых популярных и расхожих корпусов.
И теперь уже мало кто помнит, что своим появлением Cartier-Tank
обязаны шоку, в который повергло Луи Картье новое чудовищное
оружие, впервые примененное англичанами на полях Первой мировой.
Фирменный корпус требовал фирменных же механизмов. И в начале
20-х годов их начинают заказывать в Швейцарии у самых именитых
часовых фирм: Patek Philippe, Vacheron & Constantin, Universal.
В техническом смысле фирма потихоньку переориентируется на
популярные механизмы с фазами Луны, а также “Реверсо”.
Луи Картье умер в 1942 году.Фирма оставалась семейным делом
до середины 60-х годов. Однако ее мощный потенциал не растерялся
даже после продажи различных отделений. В настоящее время
Cartier - это 14 производственно-коммерческих компаний, которые
с успехом развивают дело Дома Cartier, в том числе и в сфере
часов. После 1952 года, когда закрылась EWCCo, фирма Cartier
продолжала сотрудничать с ведущими швейцарскими фирмами, а
в 1944 году приобрела 40% акций Piager-Baume-Mercier.
Сегодня ассортимент часов Cartier очень разнообразен, гораздо
демократичнее, чем в начале века, диапазон цен очень широк
(от 700$ до космических сумм). Но все, что несет эту марку,
традиционно, классично, элегантно. Луи Картье не только история
успеха, но и стиль, который стал политикой этой фирмы.
Альберт Бхоер, журнал "Медведь"
|